Гимназия работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Главная Библиотека А.А. Поляков Беседы о сотворении мира часть 2
Беседы о сотворении мира часть 2

4.6. ГРИГОРИАНСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ.

    В 1582 г. глава католической церкви папа Григорий ХIII издал специальную буллу (постановление) о введении нового календаря разработанного в свое время преподавателем Перуджийского университета Луиджи Лилио (В.В. Цыбульский. Календари и хронологии стран мира. М. 1982, с.54). В булле в частности говорилось: «Было заботою нашей не только восстановить равноденствие на издревле назначенное ему место, от которого со времени Никейского собора оно отступило на 10 дней приблизительно, и 14 луне вернуть ее место, от которого она в настоящее время на 4 или 5 дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались» (Н.Идельсон. История календаря. Л.,1925, с.79). Таким образом, перед создателями нового календаря ставились две задачи: 1 – зафиксировать точку весеннего равноденствия на 21 марта (в год Никейского собора оно приходилось на 21 марта); 2 - навечно закрепить в календаре дату 14 Луны (полнолуния), связанную с весенним равноденствием. Вероятно, решение папы Григория ХIII было продиктовано самыми высокими нравственными целями, вызванными стремлением, зафиксировать астрономические данные, соответствующие времени проведения Никейского собора, и соотнести их с датой празднования Св.Пасхи. Давайте посмотрим, как выполнили это решение разработчики Григорианского календаря, и к каким результатам это привело. Начнем с анализа задач, поставленных в булле. Сразу же оговоримся по поводу 2 – ой задачи: выполнить ее невозможно, поскольку невозможно совместить длину лунного месяца с продолжительностью солнечного года (См. раздел 3). Что касается 1-ой задачи, то теоретически ее выполнение допустимо при условии, что год нового календаря в точности будет соответствовать длине Тропического года, поскольку, как уже говорилось (См. выше раздел 2), длина этого года определяется периодом прохождения Солнца между точками весеннего равноденствия. Однако, по тем же причинам (См раздел 3), на практике это сделать не удалось, и создатели календаря смогли лишь максимально приблизить его продолжительность к длине Тропического года. Покажем, как это было сделано.  Для создания нового календаря за основу был взят Юлианский календарь, в который были внесены, казалось бы, весьма несущественные изменения, но они, как будет показано ниже, привели к непредсказуемым последствиям.
    Как мы уже отмечали, один из циклов Юлианского календаря хорошо известен: 3 года простых, а 4-й год – високосный; поэтому все столетия в Юлианском календаре – високосные, то есть без остатка делятся на 4. Создатели нового календаря нарушили этот цикл, сделав високосным лишь каждое четвертое столетие. Таким образом в этом календаре появились високосные и простые столетия, чего не было в Юлианском календаре. Согласно новому правилу, високосными стали считаться лишь те годы, оканчивающиеся  двумя нулями, число столетий которых без остатка делится на 4. Например, 1600 год состоит из 16 столетий, которые без остатка делятся на 4, поэтому в новом календаре этот год считается високосным. А 1700 год,  уже таковым не является, поскольку 17 не кратно 4. Таким образом, был создан Григорианский календарь.
    В таблице 7 приведены одни и те же столетия для Юлианского и Григорианского календарей и показаны различия между ними.
                                                                                           

Таблица 7

Напомним, что завершенный цикл Юлианского календаря составляет 4 года или 1461 сутки. Григорианский календарь тоже имеет свой цикл, но он значительно больше и равен 400 лет, для одного и даже нескольких поколений это практически прямая линия. В таблице 7 приведены два цикла Григорианского календаря по 400 лет каждый. Количество суток в високосном столетии нового календаря, также как и в Юлианском составляет 1461 х 25 = 36525 суток. Поскольку в 400 летнем цикле, только одно високосное столетие, легко подсчитать количество суток в цикле Григорианского календаря, оно составляет 36524 х 3 + 36525 = 146097 суток. Теперь нам остается определить длину Григорианского года, которая получилась у его создателей: 146097 : 400 = 365,2425 суток, или 365 суток 5 часов 49 мин. 12 сек. Еще раз напомним, что длина тропического года, на который ориентирован Григорианский календарь составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, а длина Юлианского года – 365 суток 6 часов. Одновременно, обратим внимание на серьезный недостаток Григорианского календаря: в отличие от Юлианского, среднее количество суток в его столетии, в результате нововведений, оказалось дробной величиной. Это легко проверить: 146097 : 4 = 36524,25 суток.
    В 1582 г. Григорианский календарь был введен в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, а также католиками Дании. В 1583 г. он был принят католиками Швеции и Голландии…(В.В. Цыбульский. Календари и хронология стран мира. М., 1982, с.54), а позднее, к середине ХVIII века - многими странами западной Европы. В Советской России Григорианский календарь был принят в 1918 г. Может ли такое быстрое внедрение Григорианского календаря служить свидетельством о его преимуществе над Юлианским? Попробуем разобраться в этом вопросе. Для этого обратимся к рис.9, на котором изображены в виде часов Истинный Сидерический год, Юлианский год, Тропический год и Григорианский год. В разделе 2, мы показали, чем отличаются материальные и нравственные свойства Истинного Сидерического и Тропического годов, напомним, что 1-ый из них отличается от 2-го высокой точностью и нравственными свойствами. Часы № 1 символизируют Истинный Сидерический год, они обладают самой высокой точностью хода и условно показывают 9 час 00 мин. Остальные часы установлены в соответствии с длительностью  соответствующего года, относительно часов №1.

                                 Рис. 9 Различные годы в виде символических часов

Поясним, как это было сделано: Часы №2  - Юлианский год: Вы можете легко убедиться по приводимым выше данным, что он короче Истинного Сидерического на 9 минут 13 секунд, поэтому часы №2 опережают часы №1 на это время; часы №3 – Тропический год, который короче Истинного Сидерического на 20 минут 27 секунд, поэтому часы №3 опережают Часы №1 на это время; часы №4 – Григорианский год, опережающий Истинный Сидерический год на 20 минут 1 секунду, поэтому часы №4 опережают часы №1 на это время. Из этого рисунка хорошо видно, что часы № 2, символизирующие Юлианский год ориентированы на Истинный Сидерический год (часы №1), обладающий самыми высокими свойствами. А часы №4 – Григорианский год, ориентированы на Тропический год (часы №3), который (как было показано выше) не является цикличным и уступает Истинному Сидерическому году по материальным и нравственным свойствам. Таким образом, мы выяснили, что Юлианский и Григорианский календари ориентированы на совершенно разные годы (Истинный Сидерический и Тропический), поэтому их нельзя сравнивать между собой. В связи с этим становится понятным, что нельзя Юлианский календарь сравнивать с Тропическим годом, а Григорианский с Истинным Сидерическим. Однако, создатели Григорианского календаря совершили очевидную ошибку: они сравнили Юлианский и Григорианский календари с Тропическим годом, то есть, часы №2 и №4 сравнили с часами №3 и, на основании этого, сделали  вывод о высокой точности Григорианского календаря. Это похоже на следующую ситуацию. Предположим, есть два человека, у которых часы показывают неверное время, но им нужно выяснить у кого часы точнее. При этом существуют только два решения: 1 – сравнить показания своих часов с неправильно идущими часами третьего человека, и 2 – сравнить их с сигналом точного времени. Любой из Вас согласится, что здравый смысл подсказывает 2-ое решение. Если бы кто-то все же остановился на 1-ом варианте, у многих из Вас это вызвало бы недоумение. Но, именно, 1 - ый вариант выбрали создатели Григорианского календаря, и сделали вывод о его преимуществе. Однако, если бы они сравнили часы с сигналами точного времени, другими словами, сравнили часы №2 и №4 с часами №1, что было намного предпочтительней из-за точности часов №1, Григорианский календарь сразу же потерял все свое преимущество в глазах своих создателей (возможно, и не был бы введен). Но этого не произошло, поэтому мы продолжаем разговор о Григорианском календаре. Его создатели заметили, что Юлианский год на 11 минут 14 секунд длиннее Тропического года, действительно, это значение получается, если узнать разность показаний часов №3 и №2. Они посчитали, что за 400 лет отставание Юлианского календаря от Тропического года составляет 11 мин 14 сек х 400 = 4493,3 мин = 74,88 час = 3,12 суток, или, примерно, 1 сутки за 128 лет. Далее, в той же последовательности производилось сравнение продолжительности Тропического и Григорианского года. Последний оказался  всего на 26 сек длиннее (разность показаний часов №3 и №4), его отставание от Тропического года за 400 лет составляет  26 х 400 = 10400 сек = 2,9 часа, то есть, отставание на 1 сутки накапливаются в течение 3310 лет. Это подтверждает наши слова о том, что создатели Григорианского календаря не смогли до конца выполнить и первую задачу, поставленную перед ними, то есть, не смогли зафиксировать день весеннего равноденствия 21 марта. В результате чего день весеннего равноденствия будет смещаться назад по Григорианскому календарю. Что касается Юлианского календаря, то в нем, как было показано, смещение весеннего равноденствия будет происходить еще быстрее - на 1 сутки за 128 лет. Указывая на это, сторонники нового стиля считают вполне доказанным  превосходство Григорианского календаря над Юлианским. Мало кого интересовало, что у создателей Юлианского календаря и не было такой цели закрепить весеннее равноденствие за какой-то конкретной датой, они хорошо понимали, что попытка закрепить в календаре, что-то навечно, обречена на неудачу, и, более того, не видели в этом никакого смысла. Подтверждая эту мысль, мы неоднократно обращали Ваше внимание, что даже значительно более точные астрономические величины также непостоянны во времени, а во Вселенной вообще нет ни одного материального объекта с, навеки закрепленными, параметрами.
    Мы постарались объяснить, чем руководствовались создатели Григорианского календаря, утверждая о его превосходстве над Юлианским сообщили Вам минимальные сведения, необходимые для понимания этого вопроса.  Настало время поговорить о последствиях поспешной замены Юлианского календаря на календарь нового стиля.
    Как Вы, вероятно, знаете, чтобы перейти от старого календарного стиля к новому, его создатели  исключили из Юлианского календаря 10 суток, взяв за точку отсчета 325 год ( год проведения Никейского собора). Покажем, как это было сделано, и какие серьезные недостатки у нового календаря, при этом возникли. Для этого сначала определим, сколько лет прошло от Никейского собора (год отсчета) до момента введения Григорианского календаря – 1582 - 325 = 1257 лет. Зная, что весеннее равноденствие смещается в Юлианском календаре на 1 сутки за 128 лет, находим 1257 : 128 = 9,82, округляя, получаем искомые 10 суток.
    Исключение из 1582 года 10 суток (после 4 октября шло сразу 15 октября), который содержит 355 суток, вместо привычных 365, нарушило календарный цикл, историческую хронологию и запутало все астрономические расчеты. Это привело к тому, что по новому календарю стало невозможно восстановить в хронологической последовательности исторические факты, астрономические явления, записанных в летописях или древних памятниках. Поэтому историки и астрономы вынуждены производить вычисления сначала по Юлианскому календарю, а уже затем делать пересчет на Григорианский стиль.    
    Понимая многие недостатки нового календаря, известный польский астроном Николай Коперник в свое время отказался участвовать в его подготовке, которая велась уже в 1514 году (А.Н.Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря.М.1966, с.28). Вряд ли кто-нибудь сможет упрекнуть ученого в отсутствии глубоких астрономических знаний. Против календарной реформы 1582 года высказались также почти все университеты Западной Европы (Календарный вопрос. 2000, с 51). 
    Одновременно, возникает вопрос: «Почему для такого отсчета был выбран год проведения Никейского собора, а не другая дата, например, Рождество Христово, как начало Новой Эры?» В этом случае пришлось бы исключать не 10 суток, а 1582 : 128 = 12,35 суток. Поскольку ответа на этот вопрос мы нигде не нашли, предлагаем Вам самим над ним подумать.
    Уместно будет напомнить, что между единицами времени такими, как сутки, неделя, месяц и год существует непрерывная и неразрывная связь, поскольку, как уже отмечалось, эти единицы гармонично вплетены друг в друга. В связи с этим, поговорим еще об одном недостатке Григорианского календаря. Для этого расскажем о переходе к новому стилю в нашей стране. Как уже отмечалось, в России Григорианский календарь был введен революционным правительством в феврале 1918 г. Его решение от 25.01.1918 предписывало после 31 января 1918 считать не 1 февраля, а 14 февраля, то есть из февраля исключили 13 суток. Это число определялось по той же методике, как и в 1582 году, но как мы видим, за последующие годы оно возросло на 3 суток. В таблице 8 показано, как происходило исключение 13 суток из 1918 года по решению правительства.                                                                                       

Таблица 8
1918 ГОД

Из таблицы видно, что при замене 1 февраля на 14 февраля день недели остался неизменным, поэтому, например 19 августа 2007 года по Юлианскому календарю суббота, а по Григорианскому календарю это соответствует 1 сентября 2007 года и тоже субботний день. Мы уже привыкли к такому соответствию и не удивляемся, что в Православных календарях, где, как правило, указаны числа месяцев по старому и новому стилю, дни недели совпадают. А этого по всем законам календарного цикла быть не должно, потому что число месяца соответствует дню недели, а неделя, в свою очередь, находится в неразрывной связи с месяцем, годом  и т.д. В таблице 9 можно найти, какой день недели в действительности должен быть 14 февраля 1918 года, чтобы не нарушалась неразрывная связь чисел месяца и дней недели.
                                                                                        

Таблица 9
1 9 1 8  ГОД

Мы видим, что 14 февраля 1918 года неразрывно связано со средой, а не с четвергом. Таблица 10 показывает, как бы выглядела таблица 8, с учетом этого замечания.
                                                                                            

Таблица 10
1 9 1 8 ГОД

    Возвращаясь к таблице 8, можно показать что в Григорианском календаре потеряна связь с лунным циклом. Для этого предположим, что 31 января было новолуние, тогда полнолуние будет 14 февраля по Юлианскому календарю, но согласно таблице 1, если мысленно ее продолжить на 14 дней, полнолуние будет 27 февраля по новому стилю. Таким образом, мы видим, что лунный цикл в новом календаре был потерян. Еще одна причина, по которой он был потерян, указывалась выше, напомним, что это было связано с потерей високосного цикла в новом календаре. В результате можно сделать вывод, что Григорианский календарь, потерял Луну, как один из Библейских ориентиров времени, напомним, что на звезды он также не ориентирован, а связан лишь с Тропическим годом, то есть с Солнцем, поэтому он относится к солнечным календарям.
    Одним из существенных недостатков Григорианского календаря является сложность, из-за которой вычисления сначала производятся по Юлианскому календарю, а потом эти результаты согласуются с требованиями нового стиля. В связи с этим расчет Пасхалии  в Григорианском  календаре значительно сложнее, чем в Юлианском.
    Особое внимание обращаем на то, что переход на новый стиль приводит к нарушению последовательности Евангельских событий и канонических правил при определении даты празднования Св.Пасхи, с которыми мы Вас уже познакомили. Достаточно сказать, что Св.Пасха по Григорианскому календарю часто отмечалась одновременно с Ветхозаветной Пасхой, а в такие годы как 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1849, 1850, 1856, 1891, 1894, 1921 и др., даже раньше ее (Календарный Вопрос, М., 2000, с.82). Однако еще хуже обстоит дело с Петровым постом, который по новому стилю часто сокращается или полностью исчезает. В последние годы это имело место в 1983 и 1986 годах (Л. Перепелкина. Юлианский календарь – 1000-летняя икона времени на Руси. М., 1996, с.28).
    Коснемся вопроса о точности Григорианского календаря. Для этого воспользуемся научным свидетельством, взятым из «Астрономического календаря» на 1992 год, с.3., а также из «Астрономического ежегодника» на 1992, где представлены даты начала времен года по Юлианскому календарю, Григорианскому календарю и по научным астрономическим данным, все они собраны в таблице 11.
                                                                                         

Таблица 11

    Из этого сравнения видно, что даты начала времен года по Григорианскому календарю отличаются от астрономических дат на три недели, а по Юлианскому календарю только на одну неделю. В результате этого сравнения можно сделать вывод, что Юлианский календарь точнее Григорианского в три раза.


Свойства григорианского календаря:
1. Он ориентирован на тропический год, отличающийся невысокой точностью и не являющийся цикличным;
2. Отсутствует непрерывная и неразрывная взаимосвязь между днем недели и числом месяца;
3. Отсутствует связь с 19 - летним лунным циклом, когда повторяются те же фазы Луны и числа месяцев;
4. Не обладает циклом в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца;
5. В нем нет цикла 532 года (Великий Индиктион), по прошествии которого фазы Луны, дни недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Св. Пасхи для него не является цикличным;
6. Расчеты даты Св.Пасхи, произведенные на Его основе, приводят к  случаям нарушения последовательности Евангельских событий и установленные  Церковью правил празднования Св.Пасхи;
7. Отошел от трех ориентиров времени, указанных в Священном Писании (Солнце, Луна, звезды), и ориентируется только на Солнце, что говорит об отсутствии нравственных свойств;
8. В нем отсутствует цикл чередования простых и високосных лет;
9. Число суток в столетии неодинаково, что создает сложности для исторических расчетов;
10. Среднее количество суток в его столетии является дробной величиной -  36524,25 суток;
11. Уступает по точности Юлианскому календарю.

4.7. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЮЛИАНСКОГО  И ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЕЙ.
    Все, что мы Вам рассказали об особенностях данных календарей позволяет вновь  вернуться к задаче, поставленной в разделе 4.3., и оценить их материальные и нравственные свойства. Мы предлагаем Вам самим решить эту задачу,  на вопрос которой: « Какой из данных календарей истинный?» - Вы, возможно, придете к определенному решению. Для удобства предлагаем Вам  воспользоваться таблицей 12, и таблицей 13, где представлены краткие выводы на основе вышеизложенных данных. В первой отражены их материальные свойства, во второй – нравственные.

Таблица 12
МАТЕРИАЛЬНЫЕ  СВОЙСТВА  ЮЛИАНСКОГО  И  ГРИГОРИАНСКОГО  КАЛЕНДАРЕЙ


                                                                                                   
Таблица 13
НРАВСТВЕННЫЕ  СВОЙСТВА  ЮЛИАНСКОГО  И ГРИГОРИАНСКОГО  КАЛЕНДАРЕЙ


    Напомним, что критерием истины любого объекта или явления может служить оценка указанных свойств. Поэтому мы показали на ряде примеров, как, пользуясь данным критерием, можно найти путь решения очень серьезных проблем, как материального, так и нравственного характера.


4.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   В конце 19 века при обсуждении вопроса о переходе России на Григорианский календарь один из выдающихся ученых профессор В.В.Болотов, участвовавший в работе комиссии по реформе календаря в России, в своем выступлении по этому вопросу, в частности, сказал: « Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря. 21 февраля 1900 г., с 34.)
    Юлианского календаря твердо продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. В настоящее время мы являемся свидетелями Ее духовного процветания после долгих лет жестоких гонений. Не эта ли ее верность апостольским правилам и канонам сохранила Ее от полного уничтожения? И, как свидетельство этому, воспринимается величайшее событие в жизни Русской Православной Церкви (в России и зарубежье), которое произошло 17 мая 2007 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, где Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Предстоятель Русской Православной Церкви зарубежья Митрополит Лавр объявили о прекращении раскола и каноническом объединении двух частей одной Церкви, на благо народу России.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Представленный Вашему вниманию сборник «Нравственные беседы о сотворении Мира на уроках естествознания в Православной школе» был написан автором на основе 17-летнего опыта работы с учащимися Медицинской Гимназии с Православным воспитанием детей.
    В данной Гимназии учебный процесс осуществляется на основе Православного воспитания, одним из составных элементов которого являются также и нравственные беседы с учащимися на различные темы, в которых принимают участие священники, ученые, писатели, а также преподаватели Гимназии.
    В наше время одной из приоритетных задач образования является повышение качества и уровня знания подрастающего поколения. Решается она в основном техническими методами, например компьютеризацией школ. О нравственном воспитании школьников почти нигде не упоминается.  На наш взгляд это является серьезным упущением, возможно из-за того, что существует недостаток положительного опыта в данном вопросе. В связи с этим позволим небольшую справку:                     
    В Выборгском районе Санкт-Петербурга работает Медицинская Гимназия с Православным воспитанием детей.
    Гимназия создана в 1990 году  по  благословению  Святейшего  Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
    В 1996 году по благословению Преосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, Гимназия вошла в состав довузовского факультета Медицинского Университета, создав непрерывное медицинское образование по системе Гимназия-Вуз.
    В 2004 году первые   выпускники  Гимназии  с отличием  окончили медицинские  вузы  Санкт-Петербурга. Один из выпускников награжден губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко как лучший выпускник города.
    Благодаря образовательному процессу на основе православного воспитания в 2005-2006, 2006-2007 уч.г.г. Гимназия достигла следующих результатов:
- 20% выпускников стали медалистами;
- 75% сдали государственные экзамены на отлично (экзамены принимались 
      независимой комиссией отдела образования Выборгского района Санкт-
      Петербурга);
- 96% выпускников продолжили обучение в вузах города,
      80% из них в медицинских.
    На сегодняшний день по количеству выпускников-медалистов, победителей школьных олимпиад различного уровня, а также по многим другим показателям, прежде всего нравственного характера (мнение родителей), достигнут самый высокий показатель в России, что может свидетельствовать о важности и необходимости  духовного  воспитания школьников.