Гимназия работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Главная Библиотека А.А. Поляков Беседы о сотворении мира часть 1

По благословению Высокопреосвященнейшего  Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

Художник  Д.А. Полякова

                                                                                                       « Не в силе Бог, а в правде»

                                                                                 Святой Благоверный князь Александр Невский
                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ПУТЬ ПОИСКА ИСТИНЫ
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
3. ПРИРОДА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА
4. ПОГОВОРИМ О КАЛЕНДАРЕ
4.1. ВРЕМЯ
4.2. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ
4.3. ТРУДНОСТИ В СОСТАВЛЕНИИ КАЛЕНДАРЕЙ
4.4. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
4.5. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПАСХАЛИЯ
4.6. ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
4.7. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ СВОЙСТВ
       ЮЛИАНСКОГО И ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЕЙ
4.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ   

Нам часто приходится слышать жалобы православных педагогов, а также родителей, на отсутствие учебников для православных школ, и это, действительно, так.  В течение длительного времени эта проблема продолжает сохраняться и, как нам кажется, не по какому-то злому умыслу, а скорее всего потому, что      написание таких учебников, одновременно соответствующих государственному образовательному стандарту, - дело непростое. Следует ли «опускать руки» или ждать лучших времен? Совсем нет. Предлагаем взглянуть на эту проблему по -другому. Для этого приведем основные задачи православной педагогики, которые на наш взгляд, особенно актуальны сегодня. Прежде всего, отметим, что подрастающему поколению необходимы качественные знания, которые:  
    1- согласуются со Священным Писанием;             
    2- помогают отличать истинные знания от ложных; 
    3- развивают в молодых людях способность к аналитическому мышлению;
    4- способствуют их духовному росту.
     В данной брошюре предлагается путь решения указанных задач, который уже несколько лет используется в работе с учащимися Православной Медицинской Гимназии Санкт-Петербурга. Принцип предлагаемого подхода заключается в том, что любой предмет или явление могут рассматриваться с точки зрения его материальных и нравственных свойств. На практике это дает возможность  православным педагогам и родителям использовать обычные учебники для качественного обучения и воспитания детей.
    Кроме того, и может быть это главное, ради чего была написана эта брошюра, показано, как пользуясь данным подходом, можно пытаться анализировать многие трудные вопросы и искать на них ответ. Среди них календарный вопрос, который, на наш взгляд, рассматривается некоторыми авторами на эмоциональном уровне. Остановимся на этом подробней. Прежде всего поясним, что мы подразумеваем под эмоциональным уровнем, для этого приведем часто встречающиеся полемические высказывания этих авторов:
1- «все цивилизованные страны уже давно перешли на новый календарный стиль (Григорианский календарь), пора бы это сделать и Русской Православной Церкви, отказавшись от Юлианского стиля»;
2- «Юлианский календарь уже на 13 дней отстает от Григорианского, а в ХХI веке это отставание составит уже 14 дней»;
3- «Весь цивилизованный мир отмечает Новый Год, а у православных в России – Рождественский пост»:
4- «Юлианский календарь уступает по точности Новому стилю, на него уже перешли многие автокефальные Церкви, в том числе Константинопольская Православная Церковь».
    В довершение к перечисленному, процитируем выражение из одного периодического издания: «отождествление юлианского (языческого по происхождению) календаря с Православным основано на недоразумении или недостатке элементарной образованности».
    Обратим Ваше внимание, что приведенные высказывания не сопровождались не только какой-либо научной  аргументацией, но также были лишены и всякого духовного смысла, поэтому мы не приводим ссылки на их источники. Смеем лишь предположить лучшее, что они стали возможны лишь по причине отсутствия у  авторов истинной информации по данному вопросу. К сожалению, эти высказывания доверчиво воспринимаются многими православными читателями. В связи с этим, не следует забывать грозного предупреждения Господа Нашего Иисуса Христа (Евангелие от Матфея Гл.18, ст.6): «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.»
     Используя упомянутый выше метод, мы сделали лишь скромную попытку  прикоснуться к исследованию Юлианского календаря. Поделимся некоторыми выводами этой работы:
    1- Юлианский календарь весь пронизан удивительными циклами, вмещающих в себя гармонию движения звезд, Солнца и Луны и отражающих истинную последовательность Евангельских событий, а также исторических и астрономических;
    2- нам доподлинно не известна истинная история создания Юлианского календаря: вся тайна его возникновения остается скрытой завесой  веков;
    3- Гармония и высокие нравственные свойства этого календаря не могли быть созданы без промысла Божия, поэтому его свойства непостижимы на пути только научных исследований и материалистических оценок;
   4 - современный Православный церковный календарь, который использует в церковном Богослужении Русская Православная Церковь, не является в чистом виде Юлианским календарем, он возник в IV веке, когда в Юлианский календарь  по промыслу Божию гармонично был вплетен метоновский Лунный цикл.  Исторически названия Православный церковный календарь и Юлианский календарь считаются идентичными.  
    И, наконец, обращаемся к читателям с просьбой, терпеливо и внимательно познакомиться с предлагаемым, материалом, чтобы разобраться с представленными научными сведениями и математическими расчетами. Надеемся, что, сделав это, Вы сможете по достоинству оценить высокую нравственную красоту Юлианского календаря и понять его непреходящее значение для современного мира.   

                                                                                                            С уважением !   Автор      
   

1. ПУТЬ ПОИСКА ИСТИНЫ.

    Для каждого из нас важно правильно представлять свое место в окружающем мире. Для этого необходимо осваивать истинные знания, переданные нам предыдущими поколениями, и учиться аналитическому мышлению.
    Господь создал мир бесконечный по пространственно-временной форме и глубокий по духовному замыслу. Для пытливого человеческого ума Бог приоткрывает некоторые тайны своего творения, что позволяет людям понимать  законы, установленные Богом для материального мира. Духовные законы в необходимой и достаточной полноте подарены нам в Священном Писании.       Важно помнить, что неисполнение как материальных, так и духовных законов может привести к трагедии, или даже гибели человека. Если кто-то не желает исполнять Заповеди Божьи и совершает греховные деяния, пусть знает, что  пострадает ничуть не меньше того, кто пренебрег Законом Всемирного Тяготения и шагнул с крыши высотного здания.
    Знания, приобретенные людьми, о материальном мире, если  не подкрепляются духовным содержанием, могут наносить вред человеческому обществу, особенно его нравственному состоянию. Этим и объясняется заблуждение многих людей,  слепо верящих в могущество науки и самого человека.
    Лукавый человек склонен к гордыни, он дошел до того, что стал оспаривать сам факт творения всего видимого и невидимого. Ученые мужи в последнее время все чаще пытаются убедить нас, как это уже бывало в истории, о неограниченных возможностях  науки и современной техники. Однако удивительный факт, как только появляется некая видимость хоть какого-то завершенного знания, сразу же возникает необъяснимая неопределенность в еще большем объеме, чем само знание, возникает эффект ускользающей истины. Например, ученые пришли к выводу о возникновении нашей Вселенной из одного центра в результате Большого Взрыва. Однако, они не могут объяснить, что собой представляет Большой Взрыв, и почему вместо того, чтобы объекты Вселенной разлетались с отрицательным ускорением, т.е. с замедлением (действие Закона Всемирного Тяготения), этот процесс  происходит с нарастающей скоростью. Кстати сказать, наука почему-то  всегда обходила молчанием вопрос - откуда взялись законы Вселенной. Один ученый муж на это ответил, что законы создала природа. А на вопрос: «Что такое природа?» - развел руками и посмотрел сначала в одну, затем в другую сторону, это выглядело как-то неопределенно и неубедительно. Есть люди, которые, действительно, верят в некую природу, то есть во все то, что их окружает. Они верят, что эта природа создала все известные и неизвестные законы и сама же им подчиняется. Они также верят, что эту природу никто не создавал, по их мнению, она была всегда, но при этом эти люди упорно отрицают существование Бога. Продолжим наш разговор о возможностях науки. В действительности, наука еще более беспомощна, чем это кажется на первый взгляд. Простой пример: каждый человек, окончивший среднюю школу,  знает, что собой представляет Закон Всемирного Тяготения, Закон Кулона, Сила Лоренца, Закон Ампера. Их действия  связаны с некими полями, которые ученые назвали гравитационным, электрическим, магнитным. Однако, нам неизвестно, что собой представляют эти поля. В учебнике по физике так и написано «здесь мы доходим до границы того, что известно науке». Тоже относится и к элементарным частицам, представления о которых также даются в школьном курсе физики. Об электроне, например, сообщается, что это с одной стороны частица, с другой – волна. Еще совсем недавно физики говорили о небольшом количестве элементарных частиц, доказывали их неделимость, у них даже возникла «стройная картина мира». Потом все поменялось, появились серьезные сомнения:  элементарных частиц оказалось слишком много, и все с волновыми свойствами. Касаясь современных научных взглядов на окружающий мир, учебник физики туманно повествует, что «разделение материи на вещество, имеющее прерывное строение, и непрерывное поле потеряло абсолютный смысл», т.е., научные представления о мире, как это уже не раз бывало в прошлом, опять зашли в тупик.
    Подчеркнем, что речь идет о школьном курсе, где, казалось бы, никаких неизвестностей и тупиков быть не должно. Но, как  видите, они есть. Более того, подобные примеры в огромном количестве можно найти в любой области человеческой деятельности. Анализ вышесказанного приводит к выводу, что наука в состоянии объяснить лишь часть свойств некой  субстанции, находящейся за пределами понимания человеческого разума. Кстати сказать, используя некоторые из этих свойств, человеческое общество смогло добиться, так называемого, научно-технического прогресса, горделиво считая, что постигло истину в последней инстанции. Это является ярким примером весьма распространенного заблуждения.
    Что это за субстанция, где возникает предел для науки? И здесь нам на помощь приходит Священное Писание, которое помогает приблизиться к истине, к пониманию замысла Всемогущего Бога. Чтобы приблизиться к истинному знанию о любом предмете или явлении материального мира, необходимо увидеть и объединить их духовный смысл, назовем это нравственными свойствами предмета или явления, и их материальную составляющую - материальными свойствами. Все больше ученых понимает важность объединения материальных и духовных представлений о мироздании, справедливо считая, что поиск даже приближенной истины находится на пути познания Божественного замысла. Обратим внимание, что Евангелие прямо свидетельствует нам, что наука неизбежно приходит к Богу в результате поиска истины. Мы видим это на примере ученых волхвов, которые пришли в Вифлеем поклониться родившемуся Богомладенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Однако, и в этом есть глубокий смысл, раньше них это сделали простые пастухи, которым не нужно было получать доказательства существования Бога, они пришли по вере, по чистоте сердечной. И эта очередность продолжает сохраняться в веках. Изучая материальные свойства различных  объектов, наука, сама того не подозревая, повествует нам о Боге, потому что изучает Его творение. Ученые это осуществляют на математическом языке, отличном от языка Священного Писания, но это ничуть не умаляет его значимость, поскольку приводит нас к пониманию Бога. В дальнейшем изложении, мы также, отчасти, воспользуемся этим языком для поиска ответов на поставленные вопросы.
    Что нам может дать нравственная оценка событий или явлений? Прежде всего -  возможность избежать поиска ложных истин и представлений. Единственным критерием, позволяющим нам отличить истинное событие от ложного, является его нравственная оценка в соответствие с духом Священного Писания. Этот критерий распространяется на всю сферу человеческой деятельности, включая оценки исторических событий, достижения в области науки и искусства, а также на личную жизнь каждого человека. Характерный пример: «Поиск неземных цивилизаций – тема многих научных исследований». Обратимся к Священному Писанию, чтобы дать этому нравственную оценку. Всем, кто знаком с Ним, известно, что о неземных цивилизациях или какой-либо жизни даже в самых простых формах за пределами Земли Священное Писание не упоминает. Для нас это означает два возможных варианта: 1 - кроме нашей планеты жизни нигде нет; 2 - если даже она где-то и есть, нам об этом знать неполезно, и мы этого никогда не узнаем. Если бы исследователи это поняли, они прекратили бы бессмысленные поиски жизни на других объектах Вселенной. К сожалению, исследовательские работы в этом направлении продолжаются с привлечением  огромных материальных и творческих ресурсов. Все данные свидетельствуют о том, что поиски «неземных цивилизаций» оканчивались и оканчиваются безрезультатно. Обратим  внимание, что даже воду в жидком состоянии, спутницу всего живого на Земле, за переделами нашей планеты обнаружить не удалось.
    Еще одна ложная истина, которая время от времени преподносится молодым неискушенным поколениям,  связана с древними языческими представлениями о форме Земли. Напомним, что некоторые язычники в прошлом считали Землю плоской, лежащей на каких-то животных и т.п. Пользуясь отсутствием истинных знаний у части общества, различные богоборцы пытаются эти ложные представления древних язычников выдать за ошибки Русской Православной Церкви, которая когда-то этих взглядов якобы придерживалась. Мы не будем обсуждать мотивы этих людей, для нас важней распознать ложную истину. В данном случае мы сталкиваемся не с материальным объектом, а с явлением, которое также наделено нравственными свойствами. Если нравственное свойство  направлено к Богу – оно положительно и полезно для нас, поскольку несет в себе Божественную истину. В рассматриваемом случае нравственное свойство отрицательно и ложно, потому что направлено против Церкви Божией. Для определения истины обратимся к Священному Писанию. В первую очередь отметим, что в Нем нигде не говорится ни о плоской форме Земли, ни о животных, на которых Она, якобы, держится. Более того, в Священном Писании о Земле говорится, как о «… Земном Шаре», (3-я Книга Ездры Гл.11, Ст.32). О том, что Земля имеет круглую форму сказано так: « Он есть Тот, который восседает над Кругом Земли» (Книга Пророка Исаии Гл.40, Ст.22). В Священном Писании мы также находим и другую истину, что наша Земля ни на чем не стоит ни на китах, ни на других животных: Бог «повесил Землю ни на чем» (Книга Иова, Гл.26, Ст.7). Остается только заметить, что в Священном Писании об этом было сказано за несколько тысяч лет до Николая Коперника известного польского астронома (1473-1543), о котором Ф. Энгельс говорил, что он «освободил исследование природы от религии». Последнее также может быть отнесено к разряду ложных истин.  Сам великий ученый был глубоко верующим католиком и даже являлся членом высшей духовной и административной курии епископата.
    Все это подтверждает, что знание различных свойств материального мира являются далеко не достаточными, чтобы осмыслить действительный ход событий и явлений. Основываясь на приведенных рассуждениях, в дальнейшем изложении мы постараемся показать возможные пути поиска истины в наших  представлениях об окружающей природе и некоторых аспектах человеческой деятельности.


2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ.

    Спектральные исследования различных объектов Вселенной, начатые в прошлом веке показали, что в спектрах всех наблюдаемых галактик ярко выражено смещение спектральных линий в длинноволновую область. Это означало, что все галактики удаляются от Земли. В результате дальнейших исследований ученые обнаружили, что ближайшие галактики, наблюдаемые в созвездии «Дева», удаляются от нас со скоростью 103 км/сек. Скорость же удаления далеких галактик может достигать более 105 км/сек. Анализ этих научных данных привел к появлению различных теорий о возникновении Вселенной. Среди них наибольшее признание получила Теория Большого Взрыва, о которой мы уже упоминали. Продолжим этот разговор.
    Теория Большого Взрыва продолжает подтверждаться современными исследованиями, которые показывают, что вначале своего образования из некоего центра, Вселенная имела огромную температуру – до 1031 К (Дж. Силк. Большой Взрыв. Рождение и Эволюция Вселенной. Москва. «Мир», 1982, с.114). Эти данные ошеломили исследователей: было неясно, откуда взялось столько энергии, и, что представлял собой первоначальный центр Вселенной, где такая энергия могла быть сконцентрирована. Это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что, изучая только материальные свойства объектов и явлений, наука не сможет приблизить нас к пониманию истины. Попробуем найти нравственные свойства этого явления и объединить их с уже известными научными данными. Для этого обратимся к Священному Писанию. В первых главах Ветхого Завета мы узнаем, как Всемогущий Бог из ничего создал весь Мир видимый и невидимый. Сравнивая эти знания с уже известными научными представлениями, мы можем констатировать их абсолютную идентичность. Действительно, в результате исследования материальных свойств Вселенной, ученые пришли к выводу, что она появилась из одного центра. Остается приблизиться к истине, которая Вам уже понятна: «Центр Вселенной – Бог». Согласованными со Священным Писанием также оказываются научные данные об огромной энергии первоначального центра Вселенной. Нам остается лишь констатировать, что это и есть Божественная Энергия, которую Творец вдохнул в окружающий нас Мир. После этого становится понятен глубокий смысл, известной из школьного курса физики, формулы Эйнштейна:

                                              Е = М С 2                                                (1)


Где Е – энергия, М – масса, С – скорость света (300000 км/сек)
    Эта великая формула показывает связь между энергией (Е) и массой (М). Здесь мы можем наглядно видеть, что изучая свойства материального мира, наука непроизвольно приблизилась к истине сотворения всего видимого и невидимого Всемогущим Богом. Действительно, если бы ученые были повнимательней, они  бы увидели, что Е – это Божественная энергия, которую Творец вдохнул в Мир, М – масса всей материи во Вселенной, которая в результате творения образовалась (прямой процесс). Но научный мир не осознал нравственного свойства этой формулы. Вместо того, чтобы использовать открывшиеся возможности для поиска более глубоких нравственных истин, ученые направили свои усилия на создание атомной, а затем термоядерной бомбы. Для этого наука использовала  процесс получение энергии Е из массы М (обратный процесс), в результате которого была получена необычная по своей величине энергия. Достаточно сказать, что при взрыве атомной бомбы, каждая частица атомного вещества массой всего один миллиграмм превращается в энергию, сравнимой с теплом, выделяемом при сгорании 3 т угля или 2,5 т нефти. Может ли ограниченный человеческий разум даже представить себе, какая бы энергия выделилась из массы всей Вселенной, которая содержит миллиарды галактик? Это и есть Божественная Энергия, равная той, которую Творец вдохнул в окружающий нас Мир. Она необъятна и не может характеризоваться даже приблизительной научной оценкой, поскольку находится за пределами наших возможностей.
    Благодаря Святому Писанию известно, что, создав объекты материального Мира, Творец Вседержитель не оставил творение без Своей Божественной Воли. Этим объясняется постоянные изменения, наблюдаемые нами в окружающем мире: «Все течет – все изменяется». Следовательно формула (1) должна иметь несколько другой вид:

                                        Е = ЕВБ + МС 2                                        (2)
     
Где  ЕВБ – энергия Воли Божией, неразрывно связанная с каждым материальным объектом.

    Соотношение (2) показывает, что каждый материальный объект Вселенной наделен энергией ЕВБ, которая определяет его нравственные свойства и управляет им согласно замыслу Творца. Таким образом, это выражение объединяет материальные и нравственные свойства любого объекта Вселенной и подчеркивает их неразрывную связь между собой.
    Наблюдаемое расширение Вселенной с положительным ускорением (вопреки Закону Всемирного Тяготения), объясняется, именно, энергией ЕВБ и будет продолжаться в соответствие с замыслом Творца.
    В этой связи, становится возможным найти путь к пониманию природы гравитационных, электрических и магнитных полей, упомянутых выше. Согласно выражению (2), эти поля также должны определяться энергией ЕВБ и характеризовать нравственные свойства материальных объектов.  


3.  ПРИРОДА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА.

    … и сказал Бог: «Да произрастит Земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на Земле!» - и стало так …(Первая Книга Моисеева  Гл.1, ст.11)
    Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? В течение многих веков ученые по-разному пытались отвечать на эти вопросы, но до сих пор не в состоянии дать определение жизни. В настоящее время наука ограничивается лишь перечислением основных свойств живых организмов, приведем некоторые из них:
- живые организмы обладают высоким уровнем организации;
- живые организмы пользуются внешними источниками энергии для 
  поддержания своего существования и воспроизведения себе подобных;
- живые организмы способны реагировать на внешнее раздражение;
- все живые организмы развиваются и размножаются.
 Многие исследователи связывали жизнь с наличием некой нематериальной субстанции под названием «жизненная сила» (лат. Vis vitalis).
    Английский ученый Чарльз Дарвин (1809 – 1882 гг.) также занимался этими вопросами, он считается основателем  теории эволюции без Бога. Но это не совсем так, а скорее ложное представление о его взглядах. В действительности, он выдвинул теорию эволюции, которая была основана на том, что жизнь «изначально вложена Творцом в незначительное число форм или только в одну». Эти взгляды Ч. Дарвина не противоречат духу Священного Писания, когда вся тварь, повинуясь слову Создателя, размножалась, видоизменялась. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на Земле» (Первая Книга Моисеева Гл.1, ст. 22). Именем Чарльза Дарвина злоупотребляют в своих интересах богоборцы, пользуясь неосведомленностью людей о его взглядах. А реальные факты свидетельствуют о том, что Чарльз Дарвин нигде в своих работах  не доказал: 1. Что существует надвидовая эволюция, т.е. он не доказал, что из одного вида живых организмов может возникнуть другой, например, что собака произошла от кошки, и т.п.; 2. Что человек произошел от обезьяны. Более того, судя по высказываниям Чарльза Дарвина, он был верующим человеком и в своих работах признавал некую творческую силу, которая создала многообразие жизни на Земле. Он говорил: «Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога».
    В дальнейшем сторонники эволюционной теории возродили, многократно отвергаемые многими учеными, ложные теории о случайном самозарождении жизни из неживой материи. Однако никаких результатов, подтверждающих эти ложные представления, не получено. Нужно сказать, что когда современная теория эволюции была предложена, ученые еще не знали о невероятной сложности живой клетки. Пионерам-эволюционистам не было известно, что каждая клетка состоит почти из  200.1012  молекул, объединенных в чрезвычайно сложную структуру, отлаженного и тонко настроенного взаимодействия. Современные знания даже об одной единственной клетке не могут объяснить, как могла из неживой материи, случайно, без участия Творца, возникнуть самая маленькая частица живого организма. Давайте все же пойдем навстречу сторонникам теории эволюции и предположим совершенно невероятное, что в результате каких-то случайных, длительных физико-химических процессов, как они говорят, неживая материя сгруппировалась в клетку со всей ее сложной структурой. Затем, мы возьмем погибшую одноклеточную водоросль и условно будем считать ее этой клеткой, для того чтобы предложить сторонникам эволюционного учения оживить ее, используя все достижения науки. - Как вы думаете, получится у них что-нибудь? - Ответ однозначный…- Никто даже не решится на такой эксперимент, потому что знают, там, где начинается грань между жизнью и смертью - наука бессильна.
    Продолжим дальнейший анализ выражения (2). Для растительного мира, на основе вышесказанного, оно может выглядеть следующим образом:

                                  Е = ЕЖ + МС2                                                                (3)


    Где ЕЖ – Божественная энергия жизни растений, характеризует их нравственные свойства (обратим внимание, что это именно та энергия, которую исследователи называли Vis vitalis – жизненная сила), М – масса растений, и С – скорость света, характеризуют   материальные свойства.
    Эта формула позволяет легко объяснить заблуждение сторонников теории эволюции, ибо источник энергии ЕЖ, дающей жизненную силу всем живущим на Земле – непостижимый Бог. Рассмотрим выражение (3) на качественном уровне. Нам известно, что каждое растение производит себе подобное по роду его. Следующему поколению оно передает энергию ЕЖ и, накопленную в течение жизни – МС2. Энергия ЕЖ отвечает за все жизненные функции растения, которые определены Творцом. Энергия МС2, характеризующая его материальные свойства, сосредоточена в массе растения. Последняя, по замыслу Всемогущего Бога, предназначена не только для жизни самого растения и последующих поколений по роду его, но и для всего живого на Земле. Речь идет о фотосинтезе, в ходе которого из неорганических веществ – двуокиси углерода, воды и энергии солнечного света – синтезируются органические вещества, составляющие массу растений.  Напомним, что фотосинтез это единственный биологический процесс живой природы, который обеспечивает все живые организмы продуктами питания, что является одним из условий для продолжения жизни. Фотосинтез происходит в зеленых листьях деревьев, траве, водорослях, иглах хвои и во многих микроорганизмах. При этом также выделяется кислород, необходимый для всего живого. Эти процессы осуществляются под действием красной части спектра солнечного излучения в молекулах хлорофилла и могут происходить только в живой клетке. Значение фотосинтеза трудно переоценить. Достаточно сказать, что в результате него на Земле ежегодно образуется 150 млрд. тонн питательных веществ и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода. Это свидетельствует о том, что на Земле созданы условия для проживания десятков миллиардов людей, то есть, во много раз больше, чем живет в настоящее время.  Благодаря кислороду, в верхних слоях атмосферы образовался озоновый слой, защищающий все живое от губительного ультрафиолетового излучения. Интересно, что химическая энергия (не путать с МС2), ежегодно накапливаемая на Земле фотосинтезирующими организмами океана и суши, в 10 раз превосходит всю энергию, используемую человечеством за тот же период. В заключении этой темы можно добавить, что ученые не только не могут осуществить процесс фотосинтеза в лабораториях,  они не могут даже выяснить до конца его механизм.
    Эволюционисты видели творческие процессы Божии близорукими глазами, о них Господь наш Иисус Христос сказал: «Славлю Тебя Отче…, что утаил сие от разумных и премудрых» и « посрамил мудрость века сего». 


4. ПОГОВОРИМ  О  КАЛЕНДАРЕ.


4.1. ВРЕМЯ:

    Мы так привыкли пользоваться временем в повседневной жизни, что порой не задумываемся о его смысле. А здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Удивительно, что даже ученые не могут сказать, что такое время, объясняя это тем, что у времени нет физической природы. Поэтому время связывают с периодическим движением или любым циклическим процессом – ритмом. Наша попытка выразить лишь некое представление о времени сразу же терпит неудачу. Судите сами, мы, например, можем сказать, что время это промежуток между двумя повторяющимися событиями в каком-то циклическом процессе. Задайте вопрос: «Промежуток чего?» И у нас получится:«Время-это время». С другой стороны, мы можем сделать попытку связать время не с циклическим, а с прямолинейным процессом, например, с периодом полураспада радиоактивных веществ, однако, этот процесс носит статистический характер и приводит нас к неприемлемому результату. На основании имеющихся сведений, мы можем сделать два вывода: 1 – время не поддается объяснению на основе материалистического подхода, потому что не обладает материальными свойствами; 2 - время  обладает только нравственными свойствами и, следовательно, его понимание  находится на пути познания Бога.
    До сотворения Мира Всемогущим Богом времени не было – была Вечность. Время появилось только на четвертый день творения: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;»(1, 14-16). Таким образом, Священное Писание указало нам три ориентира для измерения времени: солнце, луну и звезды. Запомним это для дальнейшей оценки Юлианского и Григорианского календарей.
    Всемогущий Бог так устроил Мир, что в нем все подчинено движению по кругу, мы это называем циклами или ритмами. Движение Земли вокруг своей оси, движение Земли вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, движение Солнца вокруг центра нашей Галактики «Млечный Путь» и т.д. – все это ритмы, периодически повторяющихся, процессов. Ритмами пронизана не только жизнь самого человека, на также всей живой и неживой природы, например: смена одного поколения  другим, смена дня и ночи, времен года, круговорот воды в природе, циклы солнечной активности. Очень важно также отметить, что все биологические процессы в живом организме цикличны, характерными ритмами являются, например, обменные процессы в клетке. Наука уже сейчас понимает, что прекращение хотя бы одного цикла или ритма во Вселенной делает жизнь на Земле невозможной. Все это позволяет сделать вывод, что жизнь связана с циклами и ритмами, их отсутствие – это смерть.  
    Продолжая тему, обратим внимание, что Господь помогает нам найти путь для определения времени – это периодическое движение по кругу, не имеющему ни начала, ни конца, олицетворяющему вечность. 
    Поговорим об измерении времени, которым мы пользуемся. Взгляните на круглый циферблат часов, он разделен на 12 частей, по пять минут в каждой. Когда стрелка часов проходит одно такое деление, она описывает угол 300. Как вы думаете, откуда взято такое их устройство? Дело в том, что в результате движения Земли по орбите, Солнце ежегодно описывает на небе относительно звезд большой круг, называемый эклиптикой. Еще в древности астрономы составили подробную  карту звездного неба и отметили годичный путь Солнца среди созвездий рис.1. За год Солнце пересекает 12 созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы рис.2. В каждом созвездии Солнце проходит одинаковый путь: 300 по эклиптике, что и было зеркально отражено на часовой циферблат. Обратим Ваше внимание, что число указанных созвездий непосредственно связано с периодическим обращением Луны вокруг Земли. Период одного такого обращения относительно Солнца называется синодическим месяцем и составляет 29,53 суток (см. далее). В течение года мы наблюдаем 12 целых таких периодов, поэтому год разделен на 12 месяцев. В связи с этим, астрономами и были выделены на небесной сфере 12 созвездий, называемых зодиакальными (поскольку большая часть этих созвездий связана с названием животных), каждое из которых Солнце, двигаясь по эклиптике, проходит за один месяц. Как мы знаем, месяц состоит в среднем из 30 суток, которые связаны с циклическим вращением Земли вокруг своей оси относительно Солнца. Продолжительность одного такого оборота называют сутками, они состоят из 24 равных промежутков, называемых часами, далее часы делятся на более мелкие единицы времени минуты и секунды. Но основной единицей времени, согласно Священному Писанию, является неделя, состоящая из семи дней -  по дням творения. Мы также знаем, что первый день недели – это  воскресение. Первым днем недели воскресенье было названо в Святом Евангелие от Матфея (Гл.28, 1): «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть на гроб». 


    На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы:
1 – Единицы времени, используемые в нашей практической деятельности, согласуются со  Священным   Писанием:
         - Сутки – период обращения Земли вокруг своей оси (относительно Солнца);
         - Неделя – состоит из 7 дней, согласно дням творения;
         - Месяц – циклический период между одноименными фазами Луны;
- Год – циклический период движения Солнца по эклиптике (относительно  звезд);
2 – Все единицы времени связаны с циклическим движением небесных тел, т.е., с ритмами и циклами;
3 – Все единицы времени связаны между собой путем вхождения одного цикла в другой.
    Это хорошо видно из табл.1.
                                                                                                        

 Табл.1
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЕДИНИЦАМИ ВРЕМЕНИ

 Но мы пока сообщили вам общие предварительные сведения, которые всем хорошо известны, но просты лишь на первый взгляд. В следующем разделе постараемся расширить ваши представления о времени.


                   
4.2. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ.

    Для  того, чтобы наш дальнейший разговор о  Юлианском и Григорианском календарях был понятным и обоснованным, мы считаем необходимым сообщить минимальные астрономические сведения, а также данные о различных единицах времени.
Вращение Земли вокруг своей оси. В результате этого вращения происходит смена дня и ночи, а также видимое вращение небесного свода со всеми находящимися на нем светилами: Солнцем, Луною и звездами. Если встать лицом к южной стороне горизонта и наблюдать за движением звезд, можно заметить, что звезды восходят на восточной стороне горизонта, потом поднимаются максимально на юге (верхняя кульминация) и заходят на  западной стороне, то есть они движутся слева направо. Можно заметить, что есть точка на небесной сфере (близко от нее находится Полярная звезда), которая не меняет своего положения на небесной сфере – это Северный Полюс Мира. В южном полушарии также есть похожая точка  на небесной сфере – это Южный Полюс Мира. В северном полушарии Земли, в частности, в Санкт-Петербурге, Южный Полюс Мира не виден, поскольку находится под плоскостью горизонта. На рис.3 показаны основные точки и линии небесной сферы. Ось видимого вращения небесной сферы, соединяющую оба полюса мира (Р и РI), и, проходящую через наблюдателя (С), называется осью мира. В дальнейших наших рассуждениях мы будем использовать понятие небесный меридиан – это мысленная плоскость, которая проходит через ряд точек, найдите их на рис.3: точка севера (N), полюсы мира (Р и РI), зенит ( Z ), надир (ZI), точка юга (S), наблюдатель (С), находящийся в плоскости горизонта. Когда мы говорим о кульминации небесных светил, то подразумеваем момент их прохождения через плоскость небесного меридиана. Любое светило дважды в сутки пересекает плоскость небесного меридиана, при этом в одном случае его высота относительно плоскости горизонта больше (верхняя кульминация светила) в другом – меньше (нижняя кульминация). Плоскость, проходящая через точку С перпендикулярно оси мира, называется плоскостью небесного экватора. Промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями звезды (верхней или нижней) называется звездными сутками. Астрономы обнаружили, что их продолжительность со временем меняется, но несущественно: за каждые 100000 лет они увеличиваются на 2,3 секунды (Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Москва. 1997, с.310). Звездные сутки делятся на 24 часа, звездный час – на 60 минут, звездная минута на 60 сек и т.д. Звездное время используется в астрономии и космонавтике из-за высокой точности.


    Поскольку деятельность человека, как и всей живой природы, связана с суточным перемещением Солнца, в повседневной жизни мы пользуемся не звездным, а солнечным временем. Смену дня и ночи связывают с солнечными сутками. Различают истинные и средние солнечные сутки.  Для того, чтобы понять разницу между ними, а также, чем солнечное время отличается от звездного, мы должны рассматривать уже два движения Земли: 1 - вокруг своей оси; 2 – по орбите вокруг Солнца.
    Истинными солнечными сутками называют промежуток времени между двумя одноименными кульминациями центра солнечного диска. Они длиннее звездных примерно на 3 минуты 56 секунд (указаны единицы среднего солнечного времени, см. далее). На рис.4 показано, почему это происходит.

   Чтобы Солнце вернулось к тому же положению на небе,  Земле необходимо повернуться на угол 3610 (истинные солнечные сутки), а чтобы Земля заняла прежнее положение относительно звезд, ей достаточно повернуться на один градус меньше, то есть,  на угол  3600 ( звездные сутки). В отличие от звездных суток истинные солнечные сутки постоянно меняют свою продолжительность в течение года. Это вызывается двумя основными причинами: во-первых, наклоном плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора рис.5; во-вторых, эллиптической формой орбиты, по которой Земля обращается вокруг Солнца рис.6. На последнем рисунке видно, что на разных участках орбиты Земля имеет разную скорость, следовательно расстояние между положениями 1 и 2  рис.4 постоянно меняется. Пользоваться истинным солнечным временем крайне неудобно: нам бы пришлось ежедневно регулировать свои часы. Чтобы устранить указанное неудобство, астрономы придумали воображаемую точку, которая в течение года совершает один  оборот  по звездному небу за такое же время, как Солнце. Но при этом она (воображаемая точка) движется не по эклиптике, а по небесному экватору, и совершенно равномерно. Называется такая точка Средним Солнцем. Промежуток времени между двумя кульминациями Среднего Солнца называется средними солнечными сутками. Продолжительность их постоянна и делятся они на 24 часа. Каждый час среднего солнечного времени делится на 60 минут, а каждая минута – на 60 секунд среднего солнечного времени. Еще раз отметим, что средние солнечные сутки по своей продолжительности отличаются от звездных суток (кроме 4-х дней в году, когда они бывают одинаковы), но именно они являются в нашей повседневной жизни единицей измерения времени. По среднему солнечному времени настроены все наши часы, а, следовательно, и календарное время. 


Мало кто знает, что самый точный календарь подарен человечеству Всемогущим Богом – это эклиптика, о которой говорилось выше. На рис.1 представлена карта звездного неба, где эклиптика выделена красным цветом. По краю карты нанесены единицы времени (месяцы и числа месяцев, подразумевается, что их можно разделить на сколь угодно мелкие промежутки времени). Поэтому любое событие, происходящее на Земле, имеет свое местоположение на эклиптике, это точка, где в данный момент находится центр истинного Солнца. Предположим, что на эклиптике отмечена некая точка  относительно звезд, соответствующая, интересующему нас, событию.  Двигаясь по эклиптике, и, замыкая круг, Солнце через какое-то время опять оказывается в том же месте. Это время мы назовем истинным годом, он также называется сидерическим (звездным) годом и определяется относительно звезд. Современные измерения показывают, что истинный сидерический год составляет - 365,2564 средних солнечных суток. Является ли данное измерение года абсолютно точным и неизменным? – Наверное, нет. Это объясняется тем, что звезды участвуют в самостоятельном движении, в том числе и наше Солнце, которое двигается со скоростью 250 км/сек. вокруг центра нашей Галактики Млечного Пути. Кроме того, не забывайте о незначительном изменении звездных суток, о чем говорилось выше. Поэтому картина звездного неба, хотя и очень медленно, постоянно меняется. Спустя длительное время эти изменения могут быть заметны. Однако, звезды находятся от нас очень далеко и в течение жизни одного или даже нескольких поколений кажутся неподвижными. В связи с этим, астрономические измерения относительно звезд считаются очень точными.
    Следует отметить, что кроме истинного сидерического года астрономы определяют  год и  по другим  ритмам движения, поэтому в зависимости от конкретного случая год имеет разные величины, приведем некоторые из них:
- Тропический год – период прохождения Солнца между точками весеннего равноденствия, т.е. одинаковым положением Солнца относительно Земли – 365,2422 средних солнечных суток.
- Анималический год – период прохождения Солнца через перигелий его орбиты на  
  небесной сфере – 365,2596 средних солнечных суток;
- Драконический год – период прохождения Солнца через один узел Луны на эклиптике –   346,62 средних солнечных суток;
- Лунный год – 354,367 средних солнечных суток.
В дальнейшем нас будут интересовать только истинный сидерический год и тропический год. Поскольку о сидерическом годе мы уже рассказали,  поговорим о последнем. Тропический год связан с точкой весеннего равноденствия. Она находится на эклиптике в месте ее пересечения с небесным экватором рис.5. Когда Солнце бывает в точке весеннего равноденствия, день равен ночи (тоже относится и к точке осеннего равноденствия). Становится понятной задача введения и практического использования  тропического года: он отражает смену времен года на нашей планете.
    Как мы видим, истинный сидерический и тропический годы отличаются по  величине, еще раз отметим, и это очень важно для наших дальнейших рассуждений, что сидерический год определяется относительно звезд, а тропический относительно точки весеннего равноденствия. Определение величины тропического года связано, по крайней мере с двумя неприятностями: во-первых, величина тропического года не такая стабильная, как величина сидерического года; во-вторых, и это самая большая неприятность, вследствие прецессии* и нутации**, точка весеннего равноденствия все время перемещается. Это перемещение происходит в направлении обратном видимому движению Солнца, т.е., против часовой стрелки. Из-за этого точка весеннего равноденствия ежегодно перемещается навстречу Солнцу на 50,3 сек. Вот почему Солнце возвращается к точке весеннего равноденствия раньше того момента, в который оно займет прежнее положение относительно звезд. В этом и заключается разница между
сидерическим годом (времени возвращения Солнца к одной и той же неподвижной звезде – 365 сут.6 час. 9 мин. 10 сек.) и между тропическим годом (времени возвращения Солнца к точке весеннего равноденствия – 365 сут 5 час 48 мин. 46 сек.) Другими словами, в сидерический год Солнце описывает целый круг в 3600, а в тропический год – разорванный круг  в 3590  59I 10II. На рис. 7  изображен круг, символизирующий сидерический год и дуга в виде разорванного круга, символизирующего тропический год. Как мы уже говорили, круг это вечность, это ритм, это жизнь. У незавершенного круга ничего этого нет. Таблицы 2 и 3 иллюстрируют отличие материальных и нравственных свойств сидерического и тропического годов. На основании этих данных, можно сделать вывод, что сидерический год сильно отличается от тропического своими материальными и нравственными свойствами. Как было сказано выше, сидерический год основан на неподвижных звездных ориентирах, указанных в Священном Писании, в то время как тропический год ориентирован на двигающуюся по эклиптике условную точку, в Священном Писании никак не упомянутую. Одновременно можно также утверждать, что Тропический год во многом искусственный и является плодом человеческого воображения. Данные, приведенные в таблицах 2 и 3, позволяют понять, что Сидерический и Тропический годы принципиально разные, поэтому их нельзя сравнивать между собой в количественном соотношении.                                         

 Таблица 2
 МАТЕРИАЛЬНЫЕ  СВОЙСТВА ИСТИННОГО СИДЕРИЧЕСКОГО И ТРОПИЧЕСКОГО ГОДОВ

Таблица 3
 НРАВСТВЕННЫЕ  СВОЙСТВА ИСТИННОГО СИДЕРИЧЕСКОГО И ТРОПИЧЕСКОГО ГОДОВ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Прецессия – медленное передвижение земной оси по конусу вследствие возмущающего действия Луны и Солнца на вращение Земли. Полный оборот происходит примерно за 25920 лет. Движение земной оси можно сравнить с волчком. Если слегка тронуть вертящийся волчок, то его ось начнет совершать движение в противоположном направлении, образуя  конус  рис.8.
  **Нутация  – колебание с периодом 18,6 лет, происходящее одновременно с прецессией. Возникает вследствие изменений притяжения со стороны Луны и Солнца из-за экваториальной выпуклости Земли.


 4.3. ТРУДНОСТИ В СОСТАВЛЕНИИ КАЛЕНДАРЕЙ.

    Как мы уже упоминали, астрономами еще в древности были установлены  единицы времени, положенные в основу календаря: средние солнечные сутки, неделя, лунный месяц, год, век и.т.д. Мы уже знаем, что по православной традиции основной единицей времени является неделя, состоящая из семи дней, согласно Дням Творения. Напомним также, что синодический лунный месяц содержит 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды среднего солнечного времени. Таким образом, ни месяц, ни год не содержат целого числа суток. Лишь неделя, как единица времени, находится на особом счету, она включает в себя семь целых суток,  стабильна и неизменна. И это неслучайно: вспомните о ее связи со Священным Писанием. Обратим также внимание, что год не содержит целого числа месяцев, кроме того, и это очень неудобно, ни год, ни месяц не содержат, как целого числа суток, так и целого числа недель. Все это делает невозможным достаточно просто в кратных значениях согласовать эти единицы времени между собой. Другими словами, нельзя подобрать целое число годов, в котором содержалось бы целое число лунных месяцев, целое число недель и целое число средних солнечных суток. Поэтому при составлении календаря необходимо учитывать все эти обстоятельства. В разные эпохи астрономы стремились хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год. Были созданы три рода календарей: солнечные – основанные на движении Солнца, в которых согласовывались между собой сутки и год; лунные – основанные на движении Луны, где согласовывались сутки и лунный месяц; и лунно-солнечные, в которых согласовывались сутки, месяц и год.
    В дальнейшем, мы будем рассматривать только Юлианский и Григорианский календари. Юлианский календарь используется Русской Православной Церковью, он также называется календарем старого стиля. Григорианский календарь считается светским календарем, его также использует некоторые христианские церкви – часто называют календарем нового стиля.
   Существует разные мнения о преимуществе одного календаря над другим. Чтобы разобраться в их справедливости, мы воспользуемся изложенными выше критериями поиска истины. То есть, для решения поставленной задачи нам необходимо оценить материальные и нравственные свойства обоих календарей. Под материальными свойствами мы будем понимать: 1 - точность календарей; 2 – удобство пользования; 3 – цикличность календарей. Под нравственными свойствами: 1- соответствие Священному Писанию; 2 – способность определять дату празднования Святой (Новозаветной) Пасхи и отображать истинную последовательность Евангельских событий.
    Согласно Священному Писанию,  Св. Пасха связана с Пасхой Ветхозаветной, которая отмечалась в полнолуние 14 нисана (первый лунный месяц древне-библейского календаря, число «14» означает возраст Луны в днях, прошедших с новолуния). Как правило, Ветхозаветная Пасха отмечалась после весеннего равноденствия.


    Напомним последовательность Евангельских событий. В год крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа Ветхозаветная Пасха была в пятницу 14 нисана, в этот день Спаситель был распят. 15 нисана была суббота, а 16 нисана произошло главное событие в жизни Вселенной – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
    Напомним, что основная задача, которую должен решать календарь – сохранить в памяти человечества важные события в его истории, а также их хронологическую последовательность.

4.4. ЮЛИАНСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ.

    История возникновения Юлианского Календаря связана с именем римского полководца и государственного деятеля Юлия Цезаря (102-44 г.г. до Р.Х.). Во время своего пребывания в Египте (1в. до Р.Х.) он познакомился с представлениями александрийских астрономов во главе с выдающимся астрономом и математиком Созигеном о различных календарных системах. В то время астрономы Александрии достигли необычайно высоких результатов по точности астрономических измерений и высочайшей культуре научного мышления. Достаточно сказать, что полученные ими измерения величины звездного года, лишь немногим уступают современным данным, а многие их знания, так и остались загадкой для современной науки. Юлий Цезарь пригласил Созигена в Рим и поручил ему разработать совершенную календарную систему.
    При составлении календаря Созиген решил  выбрать продолжительность календарного года, как можно ближе к продолжительности оборота Солнца по эклиптике относительно звезд, т.е. он ориентировался на истинный сидерический год. Почему же Созиген не приравнял продолжительность своего календаря к величине  сидерического года? Действительно - чего проще? Но это оказалось невыполнимой задачей. Дело в том, что великий астроном справедливо считал, что неудобно начинать год в разное время суток, и для этого необходимо было создать такой календарь, в котором год содержал бы целое число суток. И Созиген создал такой календарь, в честь Юлия Цезаря он стал называться Юлианским Календарем. 
  Традиционный ритм Юлианского календаря всем нам хорошо известен: три года простых, а четвертый – високосный (т.е. три года из 365 дней, а четвертый – 366 дней). В этом календаре високосными являются те годы, номера которых без остатка делятся на 4. В результате такого подхода средняя продолжительность года по Юлианскому календарю составила 365 сут. 6 час.
    Год Юлианского календаря, по замыслу своего создателя, относится к сидерическому звездному году (365 сут. 6 час. 9 мин. 10 сек.), однако его величина не совпадает со звездным годом – на 9 мин.10 сек меньше его. Поэтому говорят, что Юлианский год опережает истинный сидерический год на 9 мин. 10 сек, то есть, новый Юлианский год уже начался, а прошлый сидерический год еще продолжается указанное время. Сравним Юлианский год по величине с тропическим годом (365 сут. 5 час. 48 мин. 46 сек.). Мы видим, что год Юлианского календаря больше тропического на 11 мин. 14 сек. В отличие от предыдущего случая, Юлианский год  отстает от тропического на это время. Таким образом, Юлианский год находится между двумя годами истинным сидерическим  и тропическим годами, но ближе к истинному сидерическому (звездному) году.


4.5. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПАСХАЛИЯ.

    Начиная с IV века по Р.Х. вся жизнь Христианской Церкви становится неразрывно связанной с Юлианским календарем. Этому послужила Александрийская Пасхалия (руководство к определению даты празднования Св. Пасхи), составленная на основе Юлианского календаря (284 – 322 г.г.), и принятая всей Церковью. Пасхалия была составлена Александрийской Церковью в соответствии с последовательностью Евангельских событий на основе 7-го апостольского правила, определения Первого Никейского Вселенского Собора (325 г. по Р.Х.) и 1-ого правила Антиохийского поместного Собора, на основании которых дата празднования Новозаветной Пасхи подчиняется следующим правилам:
1 – Св. Пасха должна отмечаться после весеннего равноденствия;
2 – После следующего за ним (весенним равноденствием) полнолунием;
3 – В первое после полнолуния воскресный день;
4 – Чтобы не совпадала с Ветхозаветной Пасхой.
    Мало кто знает, что перед составителями Пасхалии стояла очень сложная задача правильно рассчитать дату празднования Св.Пасхи не только в текущем году, но и в любой период времени, как в прошлом, так и в будущем. Основная сложность состояла в том, что Юлианский календарь относится к солнечным календарям, то есть, полностью ориентирован на солнечный цикл, а выполнение 2 - ого  правила при расчетах подразумевает учет не только солнечного, но и лунного цикла. К счастью, эта задача была успешно решена. Для этого в Юлианский календарь был гармонично вплетен лунный  метоновский цикл. Чтобы понять глубокий нравственный смысл этого дополнения, остановимся на нем подробней. Афинскому астроному Метону, жившему в 433 г. до Р.Х., была известна средняя продолжительность солнечного года 365,25 суток, которую в последствии  использовал Созиген как величину Юлианского года. Метон также знал промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (синодический лунный месяц), равный 29,53 средних солнечных суток, поэтому лунный год из 12 месяцев составлял 354 средних солнечных суток. Метон поставил задачу согласовать между собой лунный и солнечный циклы. Он рассчитал, что 19 солнечных лет, или 19 х 365.25 = 6939,75 суток, будут равны 19 лунным годам, в том случае, если 7 из них будут содержать не 12, а 13 лунных месяцев, т.е., содержать по 384 средних солнечных суток. Таким образом, 19 лунных лет содержат 12 х 12 + 7 х 13 = 235 лунных месяца, или 235 х 29,53 = 6939,55 суток. Как мы видим, точность с которой Метон осуществил поставленную задачу впечатляет, ошибка составляет 6939,75 - 6939,55 = 0,2 суток. Однако, даже из-за столь незначительной ошибки каждые 76 юлианских лет (19 х 4 = 76 лет) цикл Метона будет опережать Юлианский календарь почти на одни лунные сутки (0,2 х 4 = 0,8 суток). Для того, чтобы ликвидировать эту ошибку, вводится поправка греческого астронома Калиппа, предложившего сокращать каждые четыре цикла Метона на одни лунные сутки. В результате этой поправки 19-летний Метоновский цикл и 19 солнечных лет стали совпадать с точностью до 0,05 суток (0,2 : 4 = 0,05 суток). Цикл Метона, или круг Луны, до сих пор считается шедевром мировой астрономии. Для расчета Православной Пасхалии Цикл Метона представляет большую ценность, поскольку фазы Луны через каждые 19 лет совпадают с теми же днями солнечного Юлианского календаря. Если, например, 7 марта 2007 года было новолуние, то спустя 19 лет оно тоже будет 7 марта, но уже 2026 года. Благодаря циклу Метона Юлианский календарь стал солнечно-лунным.
    Составители Пасхалии обратили внимание, что простой год Юлианского календаря содержит 52 недели и одни сутки – (52 х 7) +1 = 365 суток, поэтому любой простой год  начинается и заканчивается одним и тем же днем недели. Если, например, 1 января простого года приходится на воскресение, то и последний день этого года – 31 декабря также будет воскресение. В високосном году содержится 52 недели и двое суток – (52 х 7) + 2 = 366 суток, поэтому если високосный год начнется в воскресение, то он закончится в понедельник.
  Представим себе календарь, в котором все годы простые, то есть, каждый из них содержит 52 недели + 1 сутки, а, следовательно, начинается и заканчивается в один и тот же день недели, как показано в таблице 4, где представлена последовательность из 8 простых годов.

Таблица 4

Как видно из таблицы 4, если бы все годы были простые, через каждые 7 лет совпадали бы числа месяцев и дни недели.
    Рассмотрим другую ситуацию, когда все годы високосные, то есть, содержат по 52 недели + 2 суток. Тогда каждый из них начинается в один из дней недели, а заканчивается в следующий, как показано в таблице 5, где, как и в предыдущем случае, представлена последовательность из 8 високосных годов.

Таблица 5


                  

Как видно из таблицы 5, если бы все годы были високосные, то через каждые 7 лет у них совпадали бы числа месяцев и дни недели.
    Обратим внимание, что у простых и високосных годов один и тот же период, равный 7 годам, когда происходит повторение дней недели и чисел месяца.
  Напомним, что из каждых 4 лет Юлианского календаря 3 года простых, а один год високосный. Поэтому, чтобы найти цикл повторения одних и тех же дней недели с соответствующими числами месяцев, как в простом, так и в високосном году, мы должны использовать, найденный из таблиц, цикл в 7 лет для определения искомой величины: 3 х 7 + 1 х 7 = 28 лет. Другими словами, через каждые 28 лет Юлианского календаря числа месяцев обязательно приходятся на те же дни недели. Этот повторяющийся 28 - летний цикл астрономы условились называть солнечным циклом, или кругом Солнца. Например, если в 2007 году Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 8 сентября в пятницу, то в 2035 году этот праздник также будет отмечаться 8 сентября в пятницу по Юлианскому календарю.
    Создатели Православной Пасхалии сумели согласовать Юлианский календарь с лунными и солнечными циклами. Пасхалия стала называться миротворческим кругом, Церковным кругом, Великим Индиктионом. Этот круг состоит из 532 лет, из 19 двадцативосьмилетних солнечных циклов ( 19 х 28 = 532). Таким образом, Великий  Индиктион повторяет все величины и характеристики лунного и солнечного циклов. По прошествии Великого Индиктиона фазы Луны, дни недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Св. Пасхи, для определения, которой важно знать все эти значения, становится цикличным. Это значит, что если в 2007 году Св. Пасха отмечалась 26 марта (воскресение), то в 2539 году праздник Св. Пасхи также будет отмечаться 26 марта по Юлианскому календарю, и тоже будет воскресение, при этом, как мы понимаем, совпадают и фазы Луны.
    Оказалось, что Юлианский календарь буквально пронизан различными циклами, гармонично вплетенными друг в друга, и отличается математической завершенностью и гармонией.

Юлианский календарь имеет следующие достоинства:
1. Он ориентирован на звездный сидерический год, отличающийся высокой точностью;
2. Связан с лунным календарем: цикл в 19 лет, когда повторяются те же фазы Луны и числа месяцев;
3. Обладает циклом в 28 лет, когда дни недели возвращаются к тем же числам месяца;
4. Включает очень важный Пасхальный Цикл (Великий Индиктион – 532 года), по прошествии которого фазы Луны, дни недели и числа месяцев повторяются, то есть праздник Св. Пасхи становится цикличным.
5. Позволяет определить дату празднования Св.Пасхи в строгом соответствии с Евангельскими событиями и установленными правилами Святой Церкви;
6. Юлианский календарь основан на трех ориентирах времени, указанных в Священном Писании (Солнце, Луна, звезды), и в этом его глубокое нравственное свойство;
7. В нем происходит строгое чередование простых и високосных лет в цикле три года простых (по 365 суток),  4-ый – високосный (366 суток);
8. В каждом столетии Юлианского календаря одинаковое количество високосных лет, равное 25 – високосный цикл;
9. В каждом столетии Юлианского календаря, благодаря високосному циклу всегда одинаковое число суток, действительно (365 + 365 + 365 + 366) х 25 = 36525 суток, что очень ценят историки и астрономы;
10. Юлианское четырехлетие содержит 1461 сутки, а 7 таких  четырехлетий, т.е. 28 юлианских лет – 1461 неделю;
11. В Юлианском календаре существует непрерывная и неразрывная взаимосвязь между днем недели и числом месяца;
12. Юлианский год отличается удивительной математической гармонией и красотой, действительно, он может быть записан в следующем виде: 35+34+33+32+31+30+11+0,52 = 365,25. (Трудно поверить, что такая гармония возникла случайно сама по себе).

Благодаря  Пасхальному Циклу (532 года) можно очень просто определить дату празднования Св. Пасхи в любом юлианском году. Для этого воспользуемся таблицей 6 (А.Н.Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря. Москва. 1996, с.44).
                                                                                             
Таблица 6
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВ.ПАСХИ В ЛЮБОМ ЮЛИАНСКОМ ГОДУ

    Для нахождения дня Св. Пасхи в любом году следует выполнить следующую последовательность действий: 1 - данный год разделить на 28 и найти остаток от деления; 2 – данный год разделить на 19 и найти остаток от деления; 3 – найти число в таблице в пересечении против этих остатков, которое и будет искомой датой. В том случае, когда деление происходит без остатка, он равен 0.
Воспользуемся таблицей 6 для нахождения даты Св. Пасхи в 2008 г. Простыми арифметическими действиями находим остатки от деления 2008 на числа 28 и 19, они равны соответственно 20 и 13. По таблице находим, что Св. Пасха в 2008 г. будет отмечаться 14 апреля по Юлианскому календарю, что соответствует 27 апрелю по новому стилю.  
     Каждый год в Великую Субботу в Иерусалимском храме Воскресения Христова совершает Господь великое Знамение – сошествие Благодатного Огня. Автор этих строк удостоился милости Божией 5 апреля 1998 г. у Гроба Господня увидеть это великое чудо, совершаемое накануне Св. Пасхи по Юлианскому календарю. Сошествие Благодатного Огня происходит уже более 2000 лет при большом стечении паломников со всех концов света. Следует подчеркнуть, что это Великое Событие убедительно свидетельствует об истинном определении даты празднования Св. Пасхи и самого Юлианского календаря, на основе которого составлена Пасхалия.
    Чудо – явление, происходящее по воле Божией, с нарушением всех законов природы.