Гимназия работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Главная Библиотека А.А. Поляков О православном воспитании в школе
О православном воспитании в школе
 

А.А.Поляков,

директор Санкт-Петербургской Медицинской Гимназии

с Православным воспитанием детей,

кандидат физико-математических наук

 

О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ. 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие православные семьи, заботясь о воспитании детей, подыскивают школы, где их дети могли бы получить образование и православное воспитание. Однако, что такое православное воспитание в современных условиях, и какое положительное воздействие на ребенка оно оказывает, знают немногие.

Попробуем осветить этот вопрос, опираясь на опыт педагогического коллектива Медицинской Гимназии с Православным воспитанием детей.

Сначала небольшая справка. 

Медицинская Гимназия с Православным воспитанием детей была создана 15 лет назад по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В 2004 году первые ее выпускники стали врачами, окончив  с отличием медицинские вузы Санкт-Петербурга.


По нашему мнению, православное воспитание по форме состоит из процесса воспитания с целью достижения определенного ожидаемого результата и достигнутого результата.


Многие ошибочные представления о православном воспитании можно условно разделить на две группы. Первая группа относится к православному воспитанию как к процессу, вторая – как к результату. К первой принадлежат те воспитатели, кто слепо заставляет ребенка выполнять те или иные требования, согласно своим убеждениям, часто непостоянным, без учета реальной ситуации. Ко второй – те, кто хочет получить сиюминутный результат, не задумываясь над методами воспитания. Православное же воспитание будет таковым лишь в том случае, когда ожидаемый результат в процессе длительной и кропотливой работы с ребенком совпадает с достигнутым.

Но это еще не все. Для православного воспитания необходимы православные педагоги, которых нет. Их еще нужно вырастить бережно и терпеливо. Мы не ставим здесь задачу говорить о том, каким должен быть православный педагог, лишь заметим, что путаницы в этом вопросе еще больше.


Предположим у нас есть православные педагоги и учащиеся. Можем ли мы начинать эффективный процесс православного воспитания. Люди далекие от практической педагогики как правило считают, что можем. К ним следует отнести авторов различных чтений и дискуссий о пользе православного воспитания, о необходимости введении в школах факультативного курса «Основы Православной Культуры» и т.д. Мы наблюдаем эти дискуссии уже пятнадцать лет и видим, что  от этих разговоров детям нет никакой пользы. Наш опыт показывает, что для начала православного воспитания необходимо создать условия. Под этими условиями мы понимаем 1) благоприятную законодательную базу; 2) материальную базу и финансирование; 3) благоприятные условия для работы педагогов; 4) благоприятные условия для обучения и воспитания детей. 

Например, для государственной школы не существует благоприятной законодательной базы для православного воспитания, поэтому упомянутые дискуссии будут продолжаться еще долго. В отличие от государственных негосударственные школы, в том числе церковно-приходские и воскресные, такую законодательную базу имеют. Их основной задачей становится выполнение условий 2), 3)  и 4). В дальнейшем, говоря о православном воспитании на основе нашего опыта, мы остановимся подробнее на двух последних. Речь пойдет об условиях благоприятных как для работы учителя, так для обучения и воспитания детей в школе. 


Сначала несколько слов о труде современного учителя. К сожалению, в средствах массовой информации об этом мало что сообщается. Больше говорят о непонятных реформах школы, о ЕГЭ (единый государственный экзамен), о введении новых сокращенных образовательных программах, о проблемах финансировании образования. По-видимому, хотят сделать школу лучше, но что-то не получается.


Нам часто приходится общаться с учителями государственных (массовых) школ, многие из них замечательные педагоги, специалисты высокого уровня, однако собираются менять профессию и покинуть школу. И дело вовсе не в зарплате, такое ошибочное мнение широко распространено. Более того, можно утверждать, что даже увеличение зарплаты не приведет к каким-то существенным изменениям  в позиции этих учителей, потерявших веру в свою профессию. Чтобы не быть  голословными, приведем мнение одного из них::


«В школе работать стало невозможно. Дети делают все, что хотят. До поздней ночи готовишься к урокам, подыскиваешь материал, хочешь сказать что-нибудь новое, интересное, даже о своей семье забываешь – и все напрасно. На урок приходишь, а на задних столах шум гам, сигаретный дым, даже пиво пить не стес няются. А попробуешь приструнить – оскорбят. Поведешь к директору, так узнаешь, что сама виновата: не нашла общего языка. Мы учителя не защищены обществом, многие страдают психическими расстройствами. Поэтому думаю поменять профессию».


I. В ЧЕМ ТРУДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.


Если говорить официальным языком, то современная школа ориентирована на достижение выпускниками государственного образовательного стандарта и, одновременно, призвана формировать сознательного гражданина. Однако, на пути решения указанных задач современная школа сталкивается с рядом трудностей, которые преодолеть не в состоянии. Главной из них является отсутствие системы школьного воспитания Человеку непредвзятому в это трудно поверить, но это горькая правда. Такая ситуация начала складываться в первые годы поссоветского  периода, когда были ликвидированы атрибуты советской школы воспитания, идеологически направленной, но имевшей достаточно большой организационный опыт работы с детьми. Как мы помним, в советский период воспитание осуществлялось через пионерские, комсомольские и др. организации, этому также способствовала сама государственная система. Сразу отметим, что мы не относимся к сторонникам советской системы воспитания, однако погрешим против истины, если будем утверждать, что отказ от нее сделал школу в России лучше.

 

Отсутствие воспитательной системы сразу же стало приносить негативные плоды: табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков в школьной среде стало частым явлением. Одновременно, усилилось разлагающее действие средств массовой информации, особенно рекламы. Теперь каждый школьник много раз в день слышит и читает: «Отдохни». «Покури». «Выпей, закуси». «Оттянись со вкусом». «Приходи за подарком».


Не по своей вине современные дети оказались в окружении ложных истин, утверждающих , призывающих и оправдывающих путь греха и соблазна. Сегодня им невозможно объяснить, например, почему курить это плохо, когда везде пишут и говорят, что это наоборот - очень хорошо и приятно.


В этой обстановке директора школ выглядят растерянно. Одни из них стараются использовать прежний опыт советской школы, опираясь на старые педагогические кадры, еще остающиеся в школе. Надо отдать должное этим людям: в таких школах процесс нарастания негативных тенденций несколько замедлен. Другие наоборот – принимают все как есть и даже изобретают новые «педагогические подходы», подстраиваясь к складывающейся ситуации. Например, одна уважаемая директор общеобразовательной школы (имя называть не будем), настолько увлеклась нововведениями, что всем детям разрешила употреблять табачные изделия и многое другое по желанию. Вы, уважаемый читатель, можете спросить: «А где же здесь воспитательный процесс с общепринятыми нормами морали и нравственности?» Наверное, мы Вас уди вим, если скажем, что такой вопрос вообще был бы неуместен, поскольку в современной педагогике понятие слова «нравственность» отсутствует совсем  (см. Православный Летописец, №10, 2002, с.60).

 

2. ЧТО ТАКОЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

В последнее время, часто можно слышать, что с одной стороны школа не является местом комфорта для каждого ребенка, с другой - не создает благоприятных условий для профессиональной деятельности учителя. Какие факторы могут изменить эту ситуацию? Обратимся к таблице-1, в которой приведены данные из опыта нашей работы:

 

  ТАБЛИЦА - 1 (Условия комфортности) 


 

 Условия обучения в школе, благоприятные 

 для учащихся.

 

 

Условия, благоприятные для эффективной работы 

 учителя..

 


 

 Основные

 

 

 Второстепенные

 

 Основные

 

 Второстепенные


1 Православное

 воспитание

 

1. Православное 

 воспитание

 


2- хорошие отноше-

 ния в классе;

1- спортивные меро-

 приятия;

2- малонаполняемые

 классы

1- уровень зарплаты


3- хорошие отноше-

 ния с учителями

2- малонаполняемые

 классы

3- управляемые дети,

 дисциплина на уроке

2- наличие техничес-

 ких средств обучения


4- дисциплина на

 уроке и перемене

3- хорошая организа-

 ция питания

4- доброжелательные

 отношения с детьми

3-возможность повы-

шения квалификации


5-профессионализм

 учителя

4 - новое школьное 

 оборудование

5- доброжелательные

отношения в коллекти-

ве и с администрацией

4- благополучная

обстановка в собствен-

 ной семье


6- обеспеченность

учебными пособиями

5- организация

 кружковой работы

6- взаимопонимание и

 поддержка родителей

5-хорошие условия для

 самоподготовки

 

Среди перечисленных условий, создающих в школе благоприятную обстановку как для ученика, так и для учителя, есть основные и второстепенные. Обратим внимание на два из основных условий, общих для обоих участников образовательного процесса. Для ученика – «Православное воспитание» и « дисциплина на уроке и перемене », для учителя – также «Православное воспитание» и «управляемые дети, дисциплина на уроке». Очевидно, что без обеспечения дисциплины и порядка на уроке, бессмысленно ожидать достижения как образовательных, так и воспитательных целей.


Неслучайно А.С. Макаренко по этому поводу употреблял термин - “дисциплинированный комфорт”[ 4,стр.99]. Важность этой педагогической задачи столь высока, что нашла свое отражение в Конвенции о Правах Ребенка [ 3 ], принятой многими государствами, в том числе и Россией, где сказано: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка “ (Ст.28, п.2). Как можно видеть, важной представляется не только сама задача, но и методы ее решения. 

 

Что мы будем понимать под дисциплиной? В словаре С.И. Ожегова [ 1 ] говорится: “Дисциплина - обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам”. Другое, более широкое определение дается А.С. Макаренко: “Дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его”. [ 4,стр.363 ]. Отдавая предпочтение последнему определению, хотелось бы также отметить, что достижение успеха в процессе воспитания детей зависит от общей обстановки в школе, или от ее уклада, а также, не в последнюю очередь, от умения коллектива выбирать методы работы, согласующиеся с этим укладом. Без учета последнего формальное копирование даже самого лучшего метода может принести нежелательные результаты. Это относится не только к воспитанию детей в школе, но и в семье.


Приведем такой пример. Один уважаемый педагог убежденно советовал родителям физически наказывать ребенка за непослушание, ссылаясь на такой опыт воспитания детей в прошлом. Однажды отец одного благополучного семейства, руководствуясь этими советами, сильно избил сына, но результат был жалким. Мать этого ребенка со слезами рассказывала, как ее муж «со страшным видом бегал за сыном по квартире», жестоко избивая его руками и ремнем. Напуганная дикими воплями соседка, вызвала милицию. После этого мальчик начал заикаться и хуже учиться, он стал бояться отца и старался его избегать.


Проанализируем этот случай. Действительно, послушание необходимо, но также хотелось бы предостеречь некоторых педагогов и родителей от слепой идеализации воспитательных приемов, имевших место в прошлом. Не потому что эти приемы плохие, а совсем по другой причине. Эта причина в том, что обществом утрачен положительный опыт такого воспитания.

 

Мало кто знает, что прежде чем физически наказывать своих детей, наши предки становились на молитву, чтобы Господь помог наказать ребенка с пользой для него, чтобы родители в момент наказания своего дитя пребывали в мирном молитвенном духе. Перед наказанием детей в православных семьях, часто вся семья молилась, чтобы оно пошло на пользу. Но главное было в том, что дети сами осознавали справедливость физического наказания. Как правило, после этого они со смирением каялись в своем грехе перед всеми членами семьи, а потом исповедовались у священника в Храме.


 Это было время, когда весь уклад и семейной и общественной жизни способствовал такому воспитанию подрастающего поколения, и оно приносило хорошие плоды.


Возвращаясь к таблице-1, хотелось бы подчеркнуть, что к условиям комфорт- ности, перечисленных в ней, стремятся также и коллективы государственных школ. Как уже отмечалось, это связано в первую очередь с поведением современных школьников. Многие педагогические коллективы понимают, что исправить положение можно лишь, возвратившись к духовным традициям Русской Школы. Без веры в Бога ребенку невозможно объяснить, что табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков это нарушение заповедей Божиих и является тяжким грехом. Отметим, что многочисленные попытки сделать это без Бога сводятся к примитивному объяснению физиологического вреда для здоровья. Такой подход как раньше, так и теперь практических результатов не приносит, главным образом потому, что сиюминутен, неубедителен, быстро забывается и в конечном итоге порождает к самому себе (подходу) насмешливое отношение. Вспомним, например: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет!»

 

3. ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ГИМНАЗИИ

 

Возрождая традиции Русской Школы, мы прежде всего стремились создать благоприятные условия для обучения и православного воспитания детей.


Перечислим основные моменты из того, что было сделано:

  • в каждом классе введены уроки Закона Божия - один час в неделю;
  • утром перед уроками общая молитва и краткие нравственные беседы;
  • чтение главы из Евангелия - ежедневно после окончания уроков;
  • водосвятный молебен - один раз в неделю;
  • посещение Храма - один раз в месяц;
  • правила внутреннего распорядка на основе послушания;
  • система наказания за непослушание;
  • нравственные беседы с учащимися по классам, обсуждение различных жизненных ситуаций.


Закон Божий в Гимназии ведет священник. На уроках батюшка старается излагать не только хронологическую последовательность библейских событий, но особенно передавать их духовный смысл. Мы заметили, что Уроки Закона Божия очень нравятся детям и благотворно на них влияют. Утренние молитвы становятся для них насущной необходимостью, они молятся о благополучии своих родителей и учителей просят у Бога помощи в предстоящих трудах. Вера в Бога помогает детям трудиться, изменяет отношение к окружающим и к самим себе. Послушание к своим родителям, учителям, уважительное отношение к друг другу становится нормой их жизни. 


Конечно не обходится без трудностей. Как и в любом детском коллективе, нередко возникают проблемы с послушанием и успеваемостью. Нас это не пугает, в каждой ситуации стараемся разобраться доброжелательно. Помогает сложившийся уклад жизни, который способствует созданию благоприятных условий для решения ряда задач, обозначенных в Таблице – 1. Особенно, это относится к дисциплине учащихся на уроках и переменах. Длительное время занимаясь решением этой задачи, мы поняли, что результат может быть достигнут только усилиями всего педагогического коллектива. Для этого мы используем несколько последовательных этапов воспитательной работы с учащимися, представленных в приведенной ниже структурной схеме.

 

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЭТАПОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

 

  1 - ЭТАП


Беседа с каждым поступившим учеником и его родителями о правилах внутреннего распорядка для учащихся медицинской гимназии.


( Проводится директором и классным руководителем) 

ЦЕЛЬ:

Договориться и с учеником и с родителями о необходимости выполнять эти правила.

 

 2 - ЭТАП

 

Информация о мерах наказания за нарушение правил внутреннего распорядка.

(Доводится до сведения нового ученика одноклассниками в процессе общения)

ЦЕЛЬ:

Вовлечение в воспитательный процесс одноклассников.


3 - ЭТАП

 

Первое нарушение правил внутреннего распорядка.

Директор вместе с учителем проводит беседу.

ЦЕЛЬ:

1. Добиться негативной оценки своего поведения самим учеником. 

2. Договориться о взаимопреемлемом наказании, если данная беседа не приведет к положительному результату

 

4 - ЭТАП

 

Нарушения продолжаются. 

1.Нарушителю предлагается по предварительной договоренности (достигнуто в 3-ем этапе) написать сочинение с анализом своего поступка План сочинения: 1. Что он совершил? 2.Анализ своего поступка. 3.Выводы.

2. Сочинение анализируется в последующей беседе с директором. 

ЦЕЛЬ:

Добиться исправления ученика.

 

5 - ЭТАП


Нарушения носят систематический характер.

Директор и священник гимназии беседуют с нарушителем.

ЦЕЛЬ:

1. Добиться его исправления.

2. Договориться о более серьезных мерах воздействия.

 

6 -ЭТАП

 

Опять произошло серьезное нарушение.


Об этом сообщается одноклассникам и совместно с ними проводится анализ поведения нарушителя. По предварительной договоренности с нарушителем, он перед всем классом рассказывает заранее выученную басню И.А. Крылова “Свинья под дубом”, а затем ее анализирует и сравнивает со своим поведением. 

( Присутствуют директор, священник, классный руководитель)


ЦЕЛЬ:

1. Добиться окончательного исправления нарушителя, с помощью одноклассников.

2. Воспитание других учащихся.

 


Главная задача, которую мы видим, решая вопрос о дисциплине и послушании – не навредить.


Приведем некоторые принципы, используемые нашим коллективом в этой работе, подразумевая их максимальное согласование с образовательным процессом:


  1. - не давать ребенку бесполезных и вредных знаний, а только те, которые способствуют его духовному росту и исправлению;
  2. - не требовать от ребенка недостижимых на данном этапе его духовного развития результатов;
  3. - не забывать, что даже самый трудный ребенок имеет массу достоинств;
  4. - не наказывать зря, не унижать ребенка, быть с ним искренним;
  5. - наказание должно быть заслуженным, но не унизительным, а главное  иметь цель - исправление;
  6. - о выборе самого наказания необходимо заранее договориться с ребенком, чтобы он сам его признавал;
  7. - педагог должен признать свою ошибку, если наказал кого-то незаслуженно, обязательно об этом сообщить ребенку, извиниться;
  8. - не забывать похвалить ребенка за его достижения;
  9. - не говорить ребенку плохого о его родителях или о родителях других детей, поддерживать их авторитет в его глазах;
  10. - все наставления и советы должны преследовать одну цель - духовно-нравст венное развитие ребенка. 


В отношении самих учащихся в гимназии действуют определенные правила и нормы поведения, упоминавшиеся нами выше. Они включают в себя требования к внешнему виду, правила поведения на уроке, перемене, в столовой, а также отношение к своим родителям и преподавателям гимназии. В качестве примера приведем некоторые правила внутреннего распорядка, относящиеся к внешнему виду.


 ВНЕШНИЙ ВИД УЧАЩИХСЯ:

« Учащийся Православной гимназии обязан

  • иметь опрятный внешний вид;
  • одеваться скромно, одежду и обувь содержать в чистоте. Ваша одежда и обувь должны быть удобными, чтобы не мешать постигать знания;
  • иметь сменную мягкую обувь (тапочки), а также пакет для уличной обуви, которую необходимо сдавать в раздевалку. Благодаря этому в вашем классе будет чисто. Как будущие медики вы знаете, что чистота - залог здоровья. Соблюдая чистоту в классе и в других помещениях гимназии, вы бережете труд и здоровье нашей уборщицы;
  • мальчики должны иметь аккуратные прически, вам запрещается носить какие-либо украшения (цепи, кольца, перстни и т.п.);
  • девочки не должны пользоваться косметикой, а также носить какие-либо украшения (серьги и т.п.). Помните! Что в человеке прежде всего ценится духовная красота». 

Мы стараемся не только ознакомить детей с правилами внутреннего распорядка, но также убеждаем их в необходимости соблюдать их. Для этого с детьми проводились нравственные беседы священником или преподавателями. В нашей практике не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из детей отказался выполнять эти правила. Дальнейшая задача педагогического коллектива заключалась уже в том, чтобы соблюдение правил дисциплины сделать нормой поведения каждого ученика. Приведенные выше, слова А.С.Макаренко, как нельзя лучше, раскрывают смысл этой задачи. Перед выбором:”Хочу или надо?”- детский коллектив выбирает совершенно осознанно второе.

Возвращаясь к Структурной Схеме этапов воспитательного процесса, обратим внимание на 4 этап, к которому мы обращаемся по договоренности с нарушителем дисциплины, после предыдущих 3-х этапов воспитательных мероприятий. Сам процесс написания сочинения с анализом своего поступка - конечно, очень неприятное наказание для детей, но приводит в большинстве случаев к их исправлению. В качестве примера приведем сочинение ученика 9 класса Димы Рогальчука, с его предварительного согласия:


«Я, Рогальчук Дмитрий, сегодня провинился в том, что на уроке физики пытался отобрать свой корректор у Андреевой Полины, сидящей сзади меня. Лариса Александровна подошла ко мне и сделала мне замечание. На втором уроке физики, сев за парту, и, открыв тетрадь, я увидел железный крюк у меня в тетради. Узнав от Румянцева Стаса, что это положили с передней парты, я взял крюк и положил на переднюю парту. Они развернулись и кинули этот крюк мне на стол. Лариса Александровна подошла ко мне и отвела к директору нашей гимназии Анатолиию Анатольевичу, т.е. к Вам. Я не спорю, в этом есть и моя доля вины, даже наверное большая доля. Я прошу прощения у Ларисы Алнксандровны и у Вас. Я, наверное, уже очень надоел Ларисе Александровне, но я не хочу этого делать специально: так получается. Я и Вам, наверное, надоел со своим поведением. Прошу меня извинить.


Я сделал для себя такие выводы: 1 - на уроке сидеть спокойно, молчать; 2 - слушать учителя и записывать все, что надо; 3 - не мешать учителю. Извините, но больше написать не получается». 


Хотелось бы также отметить, что в 90 % случаев нарушения дисциплины, одного или нескольких сочинений бывало достаточно, чтобы нарушители исправлялись и становились более дисциплинированными. Одновременно, отмечалось повышение их успеваемости. Значительно реже нам приходилось пользоваться более строгими мерами воздействия (этапы 5,6), которые применялись нами только в крайних случаях. С учащимися на этих этапах мы работаем особенно внимательно. Во - первых, на 5-ом этапе в беседе с нарушителем проводится анализ его поведения за определенный промежуток учебного процесса. Во - вторых, мы ему честно говорим, что все старания, направленные на его исправление результатов не достигают, поэтому наносится большой вред не только ему самому, но и другим детям. В - третьих, мы рассказываем нарушителю о дальнейшей воспитательной работе с ним ( 6-этап ), которую мы оцениваем, как неприятную необходимость. В - четвертых, мы договариваемся о признании им последующего наказания, при условии, если не произойдет исправления. Как правило, нарушитель уже слышал от других детей о басне И.А. Крылова “Свинья под дубом” и знает, что его ожидают переживания не из приятных, тем более, что отношение к таким учащимся со стороны гимназистов отрицательное. Чаще всего после таких бесед поведение нарушителей заметно улучшалось, и до неприятной “басни” дело не доходило, при этом, у них также наблюдалось повышение успеваемости.


То, что дисциплина и успеваемость взаимосвязаны между собой, убеждать никого не приходится. Интерес представляет другое: “Что об этом говорят сами дети?” Большинство учащихся 6-8 классов отмечали, что с улучшением дисциплины у них повысился интерес к учебе. Учащиеся 9-11 классов связывали повышение своей успеваемости с улучшением взаимоотношений между собой, со своими родителями и с учителями. Большая часть всех учащихся также считает, что они стали более самокритичней относиться к своему поведению и к своей успеваемости.


Как упоминалось выше, мы проводим нравственные беседы с учащимися, в которых затрагиваются самые различные стороны жизни. Эти беседы и обсуждения приносят учащимся огромную пользу, а главное, им очень нравятся. Помогают эти беседы и нам педагогам в воспитательном процессе. Многие темы ребята предлагают на обсуждение сами и часто излагают свою точку зрения в виде доклада или сообщения. Вот, например, две работы младших школьников на тему: «Какой вред приносят игровые автоматы».


Ваня 2 класс.

«Нельзя играть в игровые автоматы, потому что человек привыкает к ним и не делает уроки, не работает. И это очень вредно для здоровья. Он начинает играть, играть, играть и никого не замечать».


Маша 3 класс.

«Когда Бог изгонял Адама из Рая, Он сказал ему: «В поте лица своего будешь добывать свой хлеб». Это значит, что каждый человек должен зарабатывать деньги своим трудом. Игровые автоматы привлекают тех людей, которые хотели бы получить деньги без труда, а это грех. Обычно, человек проигрывает свои деньги, играя с автоматом, и они достаются его владельцу. А если и выигрывает человек деньги, то это те самые деньги, которые до него проиграли другие люди. Из за этого их дети могли остаться голодными. Поэтому я никогда не буду в них играть». 

 

В заключении скажем несколько слов о том, как чувствует себя учитель в обстановке соблюдения учащимися дисциплины и послушания. Вот некоторые данные. Все наши педагоги единодушно считают, что значительно улучшаются условия учительского труда. Отмечают, что это в первую очередь сказывается на их духовном и физическом здоровье. Многие учителя утверждают, что уроки стали проходить интересней и плодотворней, говорят, что они меньше устают. Почти все указывают на улучшение отношений с учениками и их родителями.


Для тех, кто скептически относится к православному воспитанию школьников, или еще не сформировал своего отношения, особо отметим, что в результате такого воспитания без специальных дополнительных усилий, без больших материальных затрат складывается ситуация, при которой возникают очень важные условия комфортности в школьной жизни как для учащихся, так и для педагогов.


Нам есть что сказать и о результатах такого воспитания для школьников, но позволим попросить читателей самих разобраться в этом.

 

Литература


1. Словарь Русского Языка. С.И.Ожегов. М. 1978 

3. Права человека. Санкт-Петербург. 1999

4. Макаренко А.С. Т.4. М.осква, 1957