Гимназия работает по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Главная Экскурсии и поездки 2010-2011 Паломничество в новгородские монастыри
Паломничество в новгородские монастыри

    Варлаамо-Хутынский женский монастырь

    На правом берегу Волхова когда-то было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью и стал жить отшельником. На теле он носил железные вериги, состоявшие из цепей с прямоугольными звеньями и больших железных крестов на спине и груди. 

    Довольно скоро преподобный Варлаам стал  широко известен, и к нему начали приходить люди, чтобы получить совет либо благословение. Приезжал к святому отшельнику и новгородский князь Ярослав. Встречая его, Варлаам молвил:"Буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим", чему князь весьма удивился. Но по возвращении узнал, что супруга его разрешилась сыном.

    Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 году и основал новую обитель.

    Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама (преставился в 1192 году) являются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван III дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван III в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве. Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 году, увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные.  От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу, выкопанному самим Варлаамом Хутынским. КОлодцу около 800 лет. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой также наносил сам преподобный. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.

    Николо-Вяжищский женский монастырь

     Монастырь основан в конце XIV века монахами Евфросином, Игнатием, Галактионом и пришедшим к ним священником Пименом, который стал впоследствии первым игуменом обители. Особенный вклад в дело благоустройства монастыря внес потриженник его, а затем и архиепископ Новгородский, Евфимий II. Расположен к северо-западу от Новгорода, в 12 километрах от города. Вязищи - от древнерусского слова "вязь", что означает "болото".

    В соборном храме монастыря под спудом почивают мощи св. Евфимия, а над гробницей висели его железные вериги. В иконостасе храма находилась древняя икона св. Николая (XIV в.), икона св. Евфимия и образ Знамения Божией Матери. Придел соборного храма был освящен во имя св. Евфимия.

    В 17 веке в Вязищах были воздвигнуты сказочно красивые храмы - Никольский собор с высоким крыльцом и крытым гульбищем (постороен в 1685 году) и трапезный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (построен в 1698 году). В библиотеке обители насчитывалось 175 старинных подлинных грамот.

    В лихолетье гражданской войны 8 съезд Советов Новгородской губернии постановляет: "Поручить Новгородскому губисполкому все монастырские помещения в течение месяца в Новгородской губернии передать для нужд социального обеспечения, а монахов, как сословных паразитов, сдать в тыловое ополчение". И начала разрушаться монастырская ограда, пришел в ветхость братский корпус, кощунственные руки пытались вырвать из стен трапезного храма чудесные изразцовые плиты. Лишь несколько деревянных домов остались от слободы некогда знаменитого монастыря. Но именно здесь благословением Владыки Митрополита была учреждена новая женская монашеская община.

    31 марта 1990 года, Великим постом, в субботу Акафиста, Митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (так именуют его в пределах Новгородской епархии) освятил храм в честь святителя Евфимия в Николо-Вяжищском монастыре, строения которого были переданы Русской Православной Церкви Новгородским облисполкомом в 1989 году. Ко времени освящения храма над мощами владыки Евфимия уже стояла рака чеканной работы. Вблизи от братского корпуса был постороен кирпичный домик, который приютил первых насельниц обители, несколько сестер Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. По решению Св. Синода от 07.10.1995 г. получил статус ставропигиального.

    Николо-Вяжищский монастырь был основан тремя "благочестивыми иноками" Евфросином, Игнатием и Галактионом в последней четверти 14 века и первоначально задумывался как мужской. В межевой грамоте 1391 года уже записано, что обитель сия существует, более того, ей принадлежали определенные угодья. В начале 15 века в монастыре отстраивают деревянные храмы: в честь Антония Великого и святого Николая. Вторая четверть 15 века связана для монастыря в первую очередь с присутствием здесь святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. Так как святитель провел лучшие свои годы в этой обители, к его имени даже добавили титул "Вяжищский". Архиепископ Евфимий, судя по всему, человеком был энергичным. В 1436 году на месте деревянной Никольской церкви он возвел церковь каменную. Есть основания полагать, что слова эти следует воспринимать буквально, как записано в анналах истории: "святитель построил вместо деревянной церкви каменную". Вероятно, ему все же следовало пригласить для этих целей прославленных новгородских строителей, так как уже на следующий год церковь обрушилась. На следующий 1438 год "архиепископ Евфимий возобновляет обрушившийся храм, а в 1441 году расписывает его". Примерно в то же время создается монастырская инфраструктура: пекарня, просфорня, поварня, склады и погреба. Все это создавалось в комплексе с церковью Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

    В 15-16 веках монастырь расцветает. Он владеет 2 000 гектарами земель, подворьем в Новгороде, пользуется рядом привилегий, освобождающих его от пошлин. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия, но позже возродился с новой силой. Более того, он даже обзавелся филиалами: "в 1679 году к обители был приписан Николаевский Понедельский монастырь, а в 1684 - Спасский Сяберский".

    Дальнейшая история монастыря связана с неприятностями разной величины. В 1688 году в монастыре разыгрался сильный пожар, после которого все деревянные строения были уничтожены, а каменные сильно повреждены. Однако обитель почистили, отремонтировали и украсили изразцами, которые украшают постройки до сегодняшнего дня. В то время монахи очень гордились своими красивыми изразцами, и даже сочинили легенду, согласно которой изразцы сделал один монах (житель, разумеется, Вяжищской обители) для украшения своего жилища и было это "400 лет назад". Более реальное предположение о происхождении изразцов приписывает их изготовление жителям села Валдай (ныне город), а может даже Москвы или Ярославля. В год завершения восстановительных работ их пришлось начинать опять: ураган снес с Богословской церкви все пять глав с крестами и кровлю. В 1702 году Богословскую церковь отреставрировали, и ввели в строй.

    В 1764 году по указу Екатерины II, монастырь зачислен во второй класс с конфискацией земель, но с жалованием в 1311 рублей и 90 копеек. Утратив угодья, обитель стала менее процветающей. В 18-19 веке стала использоваться как монастырская тюрьма. Следует отметить, что тюрьма была специального назначения. Здесь содержались в заключении священники и монахи за "ложное сказывание слова и дела", "непристойные духовному сану поступки", и все в таком же роде.

    В 1920 году монастырь закрыли, а его постройки передали соседнему колхозу, который в то время остро нуждался в помещениях для зернохранилища, гумна и картофельной ямы, слесарных мастерских и кузницы. Возводившие монастырь монахи не планировали въезд внутрь на телегах и машинах, в этой связи, колхозники внесли некоторые изменения в конструкцию стен, а именно пробили новые въезды. Здесь же, в монастыре, организовали школу.

    После Второй Мировой войны начались работы по реставрации монастыря. Они шли с переменным успехом с 1958 по 1984 год, а с 1989 года монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нем совершил митрополит Ленинградский и Новгородский, а ныне Патриарх Алексий II. Он же изменил ориентацию монастыря, повелев быть ему женским. 6 октября 1995 года монастырь возведен в ранг ставропигиального.

    В Николо-Вяжищском монастыре находятся четыре церкви соединенные между собой другими постройками. Действующая церковь одна - святого Евфимия. Еще три: святого Николая архиепископа Мир Ликийских, трапезная церковь Иоанна Богослова и Вознесения Господня реставрируются. Большинство работ по реставрации внешнего убранства церквей закончено, работы идут, в основном, внутри.

    Монастырь отличается большим количеством изразцов, украшающих его стены. Красивым выглядит и переход от здания, в котором расположено две церкви (внизу - "нижний" или Евфимиевский храм, наверху - Никольская церковь) в большой корпус с церквями Иоанна и Вознесения. Он выполнен в виде поставленной на колонны на уровень второго этажа галереи.

    После восстановления монастырь стал местом, куда устремляются многочисленные туристы, прибывающие в Новгород. До некоторой степени это накладывает свой отпечаток на саму обитель. Также несколько портит впечатление огораживающий территорию монастыря железный забор a la "садоводческое товарищество". Тем не менее, Николо-Вяжищский монастырь весьма достойное посещения место.

    (текст составлен по материалам сайта www.sobory.ru и энциклопедии "Православные святыни России", Идательство Белорусского Экзархата, 2006)

    foto0585
    foto0585
    foto0591
    foto0599
    foto0602
    foto0617
    img_0004
    img_0011
    img_0012
    img_0013
    img_0014
    img_0016
    img_0018
    img_0022
    img_0023
    img_0025
    img_0027
    img_0028
    img_0031
    img_0032
    img_0033
    img_0035
    img_0037